Коррекционно-оздоровительные занятия с использованием средств атлетической гимнастики
Фотографии:
ˑ:
Коррекционно-оздоровительные занятия с использованием средств атлетической гимнастики для школьниц 15-17 лет специальной медицинской группы
Н.Н. Трифонова
Уральский федеральный университет
им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
Ключевые слова: специальная медицинская группа, школьницы 15-17 лет, атлетическая гимнастика, физическая подготовленность, здоровье.
Введение. Под влиянием многочисленных факторов экологического и социально-экономического характера здоровье детей и подростков ухудшилось и в настоящее время находится в критическом состоянии. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья учащихся ухудшается в 4-5 раз, в 2 раза возрастает число хронических больных. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Подобные факты специалисты связывают с особенностями обучения в общеобразовательных учреждениях.
Исследования заболеваемости среди учащихся старших классов свидетельствуют, что в последние годы на первом месте находятся заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором – опорно-двигательного аппарата, на третьем – органов дыхания и зрения, т.е. заболевания наиболее значимых органов и систем организма, обеспечивающих успешную жизнедеятельность.
Методы и организация исследования. Исследования проведены в 2009/2010 учебном году на базе МБОУ СОШ №11 и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, располагающего хорошей материальной базой и штатом медицинских работников.
В эксперименте приняли участие 48 школьниц 15-17 лет, имеющие сколиоз I-II степени и миопию, низкий уровень здоровья и отнесенные к СМГ. Обследуемые школьницы, по характеру и степени выраженности заболевания, с учетом желания или нежелания самих девушек и их родителей принять участие в эксперименте, были распределены на четыре равные по количеству группы. В ЭГ1 и КГ1 вошли девушки, имеющие заболевание позвоночника – сколиоз I и II степени, ЭГ2 и КГ2 составили девушки с миопией средней степени выраженности заболевания (по 12 девушек в каждой).
Выводы
1. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что рациональное применение традиционных упражнений из ЛФК и средств атлетической гимнастики оказывает комплексное корригирующее влияние. Упражнения регионального и локального характера с отягощениями способствуют коррекции тонуса и укреплению сегментарной мускулатуры позвоночника при сколиозе, способствуют уменьшению его деформации. Наряду с улучшением показателей физической и функциональной подготовленности и соматического здоровья выявлено неспецифическое положительное влияние средств атлетической гимнастики на функциональные свойства глазодвигательного аппарата у девушек ЭГ.
2. Методика занятий атлетической гимнастикой с использованием нагрузки в смешанном и аэробном режиме (с интенсивностью 40-70% от максимально возможного веса) оказывают благоприятное воздействие на совершенствование силовых способностей, на развитие выносливости, повышает показатели физической, функциональной подготовленности и уровень здоровья старшеклассниц СМГ.
3. Предложенная организационная форма занятий с девушками СМГ позволяет уменьшить дефицит двигательной активности, повысить физическую подготовленность и уровень здоровья без увеличения (количества общеобразовательных часов) числа занятий.
4. Апробированная экспериментальная программа по атлетической гимнастике коррекционно-оздоровительной направленности для учащихся 15-17 лет, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, может быть успешно использована в учебном процессе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Использованная литература
1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология [Текст] / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова / серия «Гиппократ». – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 244 с.
2. Велитченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей [Текст]: метод. пособ. / В.К. Велитченко. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 168 с.
3.Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков [Текст]: учеб. пособие /Л.П. Гребова. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
4. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика и возраст [Текст] / Л.С. Дворкин. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 200 с.
5.Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте [Текст] / А.Г. Дембо. – М.: Медицина, 1988. – 288 с.
6. Демирчоглян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников [Текст] / Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. – М.: Советский спорт, 2000. – 160 с.
7.Залетаев И.П. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы [Текст] / И.П. Залетаев // Физическая культура в школе. – 2005. – № 5. – с. 11–17.
8.Методика физкультурных занятий в специальной медицинской группе общеобразовательного учреждения [Текст]: практ. пособие / Л.Н. Конданева, М .А. Шуть; под общ. ред. В.Н.Фурсовой. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
9. Мозжухина Л.И. Методология мониторинга и укрепления здоровья школьников [Текст] / Л.И. Мозжухина, Н.Л. Черная, Е.И. Колбешина, И.А. Василенко // Поколение 90-х. Здоровье: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Ярославль, 2006. – С. 98–101.
10. Попов С.Н. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.Г. Гарасеева и др.; под ред. С.Н. Попова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
11. Тимошина И.Н. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, И.М. Купцов, Э.А. Островский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: науч.-метод. журнал. – 2006. – № 4. – С. 23–25.
12. Ягодин В.В. Атлетическая гимнастика [Текст]: учеб. пособие / В.В. Ягодин. – 2-е изд., доп. – Екатеринбург: Полиграфист, 2002. – 150 с.
Информация для связи с автором: nadezdatrifonova@mail.ru
Поступила в редакцию 24.02.2012 г.