Абилитация детей дошкольного возраста с ДЦП в процессе педагогического сопровождения их семей
Фотографии:
ˑ:
Абилитация детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом в процессе педагогического сопровождения их семей
Аспирант Н.А. Полетаева
Уральский федеральный университет
им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина
Екатеринбург
Ключевые слова: абилитация, детский церебральный паралич, педагогическое сопровождение, социальная адаптация.
Введение. Дети с тяжелыми формами ДЦП часто не посещают дошкольных учреждений из-за нехватки специализированных групп. Это лишает их возможности получать полноценную коррекционную помощь, а кратковременное пребывание в стационарах (2-3 раза в год) не решает проблемы. Родители детей с ДЦП не имеют необходимой информации о возможностях абилитационного процесса, не владеют коррекционными методами, технологиями. Помимо педагогической безграмотности существует проблема психологического отчуждения семьи ребенка с ДЦП, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на абилитационный процесс детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования. Необходимость педагогической работы с родителями вызвана прежде всего тем, что семья ребенка с отклонениями в развитии – это реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями создания благоприятных условий для его развития и воспитания. Комплексное изучение личностных особенностей родителей и разработка конкретных форм психолого-педагогической помощи позволяют содействовать им в преодолении сложностей социального приспособления и нахождении «социальной ниши» для себя и своих детей.
Л.О. Бадалян раскрывает понятие «абилитация» как систему лечебно-педагогических мероприятий, цель которых – предупреждение и лечение у детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде, тех патологических состояний, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Цель исследования – определить эффективность абилитации детей дошкольного возраста с ДЦП в процессе педагогического сопровождения семей.
Методы и организация исследования. Исследование проводили на базе «Специальной школы-интерната № 17» г. Екатеринбурга и семейного клуба «Надежда». В исследовании участвовали 22 ребенка в возрасте 3-7 лет с ДЦП различных форм; 22 родителя детей с отклонениями в развитии. Дети были разделены на две группы: первую составили 12 детей, посещающие детский сад компенсирующего вида, и их родители, вторую – 10 детей, посещающие семейный клуб «Надежда», и их родители. Дети обеих групп имели следующие формы ДЦП: спастическая диплегия, спастический тетрапарез, атонически-астатическая. Исследование проведено в три этапа: с 2008 по 2012 г.
Выводы. Процесс педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ДЦП, средствами абилитации, должен включать в себя:
− мониторинг формирования двигательных навыков;
− разработку и применение абилитационных мероприятий, направленных на формирование социальной адаптации;
− исследование родительского отношения к детям;
− прогнозирование процесса развития ребенка;
− контроль эффективности реализации программы абилитации.
1. Выявлены отрицательные эмоции у родителей (100 %) по отношению к детям дошкольного возраста с ДЦП, им трудно «принять» ребенка с ограниченными возможностями, что в свою очередь проявляется в неадекватном отношении к нему и создает неблагоприятные предпосылки для его развития.
2. Индивидуальная программа двигательного развития ребенка должна быть максимально адаптирована в зависимости от возможностей ребенка и особенностей его семьи. В повседневной жизни ребенка должен соблюдаться правильный двигательный режим. Для этого очень важно создать для ребенка с ДЦП «доступную среду», в которой его развитие будет проходить наиболее успешно. Использование авторской методики мониторинга формирования двигательных навыков является эффективным инструментом для оценки двигательного развития ребенка и прогнозирования «зоны ближайшего развития».
3. Организация педагогического сопровождения семей позволила существенно улучшить двигательное развитие всех детей, участвующих в исследовании, развить позитивные отношение к себе и своему ребенку со стороны родителей, повысить социальную адаптацию семей детей с ДЦП.
4. Исследование показало, что при целенаправленной организации процесса педагогического сопровождения семей присутствие специалиста на каждом занятии необязательно. При оказании специалистом консультативной и контролирующей помощи семье родители могут самостоятельно организовывать процесс абилитации, осуществлять мониторинг, адекватно оценивать результаты абилитационных мероприятий.
Использованная литература
1. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. – М.: Медицина, 1987. – 317 с.
2. Козявкин В.И. Детские церебральные параличи. Медико-психологические проблемы: монография. / В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова, В.С. Подкорытов. – Львов: Украинские технологии, 1999. – 144 с.
3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учеб.-метод. пособие / И.А. Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
5. Ткачева В.В. Семья с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / В.В. Ткачева, под ред. И.Ю. Левченко. – М.: Изд-во «Кинолюб», 2008. – 144 с.
6. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Информация для связи с автором: shurmanov@bk.ru
Поступила в редакцию 26.02.2012 г.