Оценка координационной подготовленности юных велосипедистов BMX-Race
Фотографии:
ˑ:
Оценка координационной подготовленности юных велосипедистов BMX-Race
Ключевые слова: координационные способности, базовая координационная подготовленность, специальная координационная подготовленность, программа тестирования, критерии оценки координационных способностей.
Введение. По мнению ряда авторов [2, 3, 5, 9–11 и др.], координационные способности (КС) один из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. Также КС являются базой и создают предпосылки для успешного формирования и совершенствования физических качеств. Как указывает В.И. Лях [5, 6], КС человека выполняют в управлении движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое (систему) соответственно поставленной двигательной задаче. При целенаправленном развитии КС с первых лет тренировок юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями, быстрее продвигаются к вершинам спортивного мастерства, успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику [4].
Взгляды многих специалистов совпадают в том, что КС служит предпосылкой успешного освоения техники вида спорта [1, 4, 5]. Это позволяет считать, что основой успешной соревновательной деятельности является технико-тактическая подготовленность спортсмена, а предпосылкой успешного освоения основ техники любого вида – спорта высокий уровень развития КС.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки критериев оценки специфических КС в BМХ- race на этапе начальной спортивной подготовки.
Цель исследования – разработка критериев оценки специфических КС в BМХ на этапе начальной спортивной подготовки.
Задачи исследования:
1. Выявить наиболее значимые виды КС для велосипедистов-гонщиков BMX-race.
2. Разработать программу тестирования специфических КС в BMX-race на начальном этапе спортивной подготовки.
Практическая значимость. Результаты тестирования внедрены в практику работы специализированных ДЮСШ г. Омска. Разработанная в ходе исследования тестирующая программа может быть использована в тренировочном процессе гонщиков BMX-race для оценки уровня развития основных компонентов КС (точности, способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения, ориентации в пространстве и т.д.).
Методы и организация исследования. В исследовании использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетный опрос действующих тренеров, педагогические наблюдения, видеоанализ, контрольное тестирование. Исследование проводилось на базе кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин СИБГУФК и СДЮСШОР № 30 г. Омска. В исследовании приняли участие 43 спортсмена, занимающихся BMX-race на начальном этапе спортивной подготовки, возраст испытуемых – 10-11 лет (мальчики).
Выводы. Разработанная методика может быть использована в учебно-тренировочном процессе для оценки уровня развития специфических КС спортсменов, занимающихся BMX-race на начальном этапе спортивной подготовки. Результаты тестирования могут быть использованы для коррекции тренировочного процесса: необходимо уделить внимание КС, по которым показаны низкие показатели (групповые или индивидуальные), и применить акцентированное воздействие на развитие этих способностей для совершенствования технического мастерства спортсменов.
Литература
1. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Аверьянов. – Тюмень, 2008. – 25 с.
2. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова. – Омск: [б. и.], 2000. – 212 с.
3. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: монография / А.Г. Карпеев. – Омск: [б. и.], 1998. – 324 с.
4. Куванов В.А. Взаимосвязь прочности освоения двигательных действий и уровня развития координационных способностей юных борцов: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Куванов. – СПб., 2005. – 25 с.
5. Лях В.И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 2000. – № 5. – С. 3–10.
6. Лях В.И. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболистов / В.И. Лях, З. Витковский, В. Жмуда // Теория и практика физ. культуры. – 2002 . – № 8. – С. 51–54.
7. Маслюков А.В. Совершенствование координационных способностей у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Маслюков. – Омск, 2001. – 23 с.
8. Платонов В.Н. Координация спортсмена и методика ее совершенствования: учеб.-метод. пособие для институтов физ. культуры. – Серия «Физическая подготовка спортсмена». – Вып. 3 / В.Н. Платонов, М.М. Булатова. – Киев: КГИФК, 1992. – 52 с.
9. Blume D.-D. Grundsatze und methodishe Mabnahmen zur Sulung Koordinativen / D.-D. Blume // Korpererziehung. – 1978. – № 2. – S. 503–510.
10. Blume D.-D. Einige aktuelle Probleme des Diagnostizierens Koordinativer motozischen Test / D.-D Blume //Theorie und Praxis des Korperkultur. – 1984. – № 2. – S. 122–124.
11. Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten im Schulsport. Volk und Wissen / P. Hirtz. – Berlin, 1985. – 242 s.
Информация для связи с автором: mbofkis@mail.ru
Поступила в редакцию 27.02.2012 г.