Межкультурная коммуникация традиций восточных и российских видов единоборств

Фотографии: 

Аспирант Д.П. Южаков
Таблица 1. Технический тест для учеников третьего года обучения (завершающий этап эксперимента, в баллах).

ˑ: 

Межкультурная коммуникация традиций восточных и российских видов единоборств (на примере подготовки юных тхэквондистов)

Аспирант Д.П. Южаков. Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Короткова. Институт физической культуры Тюменского государственного университета, Тюмень

Ключевые слова: единоборства, спорт, обучение, знания, методика, культура, техника, двигательные действия, коммуникация.

Межкультурная коммуникация (МК) – взаимодействие представителей различных культур, их общение, а также связь их культурных традиций посредством какой-либо деятельности. В основе МК лежит идея о взаимодействии культурных ценностей и норм. Педагогическая интерпретация МК предполагает развитие способности понимать общее и различное между собственной и чужой культурой в целях развития и совершенствования личности (И.Л. Плужник).

В нашем исследовании мы рассматриваем МК как интеграцию культурно-исторических традиций в обучении технике и тактике единоборств. В нашем случае это взаимодействие русских и восточных традиций обучения единоборствам с целью использования в подготовке юных тхэквондистов лучших элементов русской и восточной культур для более глубокого понимания принципов выполнения технико-тактических приёмов, развития оперативно-тактического мышления, более эффективного выполнения техники тхэквондо-WTF в спортивном поединке, усвоения моральных норм и духовных ценностей.

Методика исследования. В ходе исследования нами была разработана методика подготовки юных тхэквондистов с использованием средств и методов МК. К средствам МК мы отнесли физические упражнения, а именно: расшифрованный комплекс формальных упражнений «пхумсе» и вооруженный бой с изменениями в связи с эволюцией оружия. К методам – игровой метод с сюжетами русских былин и восточных преданий.

Использованная литература

1.  Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства / М. Бишоп / Пер. с англ. А. Кратенкова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 304 с.

2.  Гудков Б.Д. Теория и практика межкультурной коммуникации / Б.Д. Гудков. –  М., 2003. – 186 с.

3.  Домин А.А. Кэмпо – традиция воинских искусств / А.А. Домин, Г.В. Попов. – М.: Наука, 1990. – 237 с.

4.  Кочетков В.В. Социологический анализ межкультурных различий: автореф. дис. … докт. cоц. наук / В.В. Кочетков. –  Саратов, 2000. – 46 с.

5.  Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. – Самара: СГПУ, 1994. – 165 с.

6. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп / Н.М. Лебедева // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. – М.: Старый сад, 1997. – 280 с.

7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М., 1992. – 258 с.

8. Мандзяк А.С. Боевая магия славян / А. Мандзяк. – Минск: Харвест, 1997. – 348 с.

9.  Маслов А.А. Энциклопедия восточных боевых искусств: 1-й т. Традции и тайны китайского ушу / А.А. Маслов. – М.: ГАЛА-ПРЕСС, 2000. – 424 с.

10. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки: монография / И.Л. Плужник. – М.: ИНИОН РАН, 2003. – 216 с.

11. Садохин А.П. Этнология / А.П. Садлхин. – М.: Гардарики, 2001. – 254 с.

12. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 238 с.

13. Степанов С.В. Киокушинкай каратэ-до: Философия. Теория. Практика: учебник / С.В. Степанов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 384 с.

14. Berry J. Psychology of acculturation // Applied cross-cultural  psychology. Newberry park. CA: Sage, 1990. Pp. 26–39.

15. Cope B., Kalantzis M. Productive diversity. A new Australian model for work and management // Annandale: Pluto press, 1997. 312 P.

16. Kim M.S. Cross-cultural comparisons of the perceived importance of conversational constrainst // Human communication research, 1994. N 21. Pp. 128–151.

17. Martin J., Nakayama T. Intercultural communication in contexts // London, Toronto: 2000. 363 P.

Информация для связи с автором: certificate.kukkiwon@mail.ru, ifk-tofv@mail.ru

Поступила в редакцию 20.03.2012 г.