Спортивная ориентация в общеобразовательной школе
Фотографии:
ˑ:
Спортивная ориентация в общеобразовательной школе
Соискатель А.А. Дорошин. Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышеваю Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Ключевые слова: спортивная ориентация, модульная технология, школьники, урок физической культуры.
Введение. Повышение требований к личности спортсмена предопределило появление теории спортивной ориентации, которая начала разрабатываться в России и за рубежом в середине 60-х гг., однако и в настоящие время ее развитие остается крайне актуальным.
Являясь первым звеном в системе многолетней подготовки спортсменов высокого класса, проблема спортивной ориентации становится объектом внимания ученых разных специальностей: педагогов, тренеров, врачей, биологов, психологов и др. Проблема ориентации талантливых детей в спорт постоянно находится в стадии поиска, совершенствования и дальнейших разработок. Научно обоснованные методы отбора детей в спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становится важным этапом и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров спорта международного класса. Ориентация спортивно одаренных детей тесно связана с актуальными вопросами оптимизации всего процесса подготовки спортивных резервов, совершенствования организационных форм работы, методик обучения и тренировки [1-3].
Предлагаемая нами технология может стать связующим звеном между общеобразовательными и детско-юношескими школами олимпийского резерва и позволит привлечь как можно большее количество детей в пространство спорта, обеспечив им социальную защиту от негативного влияния улиц и сомнительных мест проведения свободного времени.
Цель данной технологии – спортивная ориентация и знакомство детей с олимпийскими видам единоборств, осуществляемые на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Методическая составляющая заключалась в разработке методики развития физических качеств младших школьников на основе развивающего модуля, с активным использованием различных методов и приемов педагогического воздействия. Помимо развивающего использовался и дидактический модуль. Его содержание составляли теоретические занятия, посвященные ознакомлению детей с понятиями «спорт» и «физическая культура», ЗОЖ, с историей развития единоборств, с олимпийскими видами единоборств. Он был направлен на формирование знаний и интереса к физической культуре и спорту. Оба модуля дополняли друг друга и обеспечивали непрерывность развивающих и информационных воздействий.
Вывод. Результаты исследования позволяют констатировать, что предложенные подходы к выявлению способностей детей и целенаправленная спортивная ориентация в ходе урока физической культуры в общеобразовательной школе – перспективное направление в развитии детско-юношеского спорта.
Литература
1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка спортивного резерва – важная задача ДЮСШ / Н.Ж. Булгакова // Плавание: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 39–182.
2. Быков В.А. Губа В.П. Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте: учеб.-метод. пособие // В.А. Быков, В.П. Губа; отв. ред. В.П. Губа. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 155 с., ил.
3. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. пособие для высш. учеб. заведений физической культуры. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 208 с.
Информация для связи с автором: artemdoroshin1@rambler.ru
Поступила в редакцию 03.04.2012 г.