Индивидуально-типологические особенности старшеклассников как факторы их готовности к обучению в вузе

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Кириллова
Таблица 1. Показатели уровня физической подготовленности старшеклассников
Таблица 2. Показатели уровня физического здоровья учащихся 11-х классов общеобразовательной школы (по Г.А. Апанасенко), Х ± m
Таблица 3. Показатели психологических особенностей учащихся старших классов, n=31

ˑ: 

Индивидуально-типологические особенности старшеклассников как факторы их готовности к обучению в вузе

Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Кириллова. Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Гладенкова. Ассистент Т.Г. Елизаренко. Астраханский государственный технический университет, Астрахань

Ключевые слова: старшеклассники, группа социального риска, физическая подготовленность, уровень физического здоровья, психологические особенности, готовность к обучению в вузе.

Введение. В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Высшее образование наряду с познавательной и трансляционной функциями должно реализовывать и функцию социа­лизации, т.е. создавать условия для формирования личности сту­дента с учетом уникальности и ценности его психологических воз­можностей. Это означает, что успех обучения в вузе определяется сформированностью уровня готовности выпускников школ к реализации себя в новой образовательной системе [1, 3-5, 7-10, 13].

Поэтому далеко не всей молодежи удается быстро адаптироваться к условиям жесткой реальности студенческой жизни, выбрать верные приоритеты,  почувствовать себя частью огромного студенческого социума, сохранить свою индивидуальность и востребованность, вести здоровый стиль жизни. В условиях вузовского образования это приводит к хро­нической неуспеваемости, изменяет направленность развития ум­ственных способностей студентов, истощает нервную систему и в конечном итоге приводит к  обострению старых и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде, таких как деструкция семейных отношений, безнадзорность, правонарушения, алкоголизм и наркомания, распространение тяжелых психических депрессий и т.д.

Цель исследования состояла в определении индивидуально-типологических особенностей учащихся 11-х классов, отнесенных к группе социального риска, и исследовании уровня их готовности к обучению в новых социальных условиях.

Методы и организация исследования. Нами были проанкетированы 87 учащихся 11-х классов общеобразовательной школы № 8 г. Астрахани: из них 31 юноша и 56 девушек – на выявление социальных деформаций по М.И. Рожкову. По результатам сравнительного анализа анкетирования учащихся для дальнейшего исследования были сформированы две группы юношей: группа «благополучных» (n=14) и группа «риска» (n=17). Обследование данных групп учащихся включало:  тестирование двигательной подготовленности; экспресс-методику определения уровня соматического здоровья, разработанную Г.Л. Апанасенко; определение общей работоспособности с помощью Гарвардского степ-теста; выявление уровня реактивной тревожности по методике Спилбергера–Ханина и эмоциональной устойчивости по Айзенку; определение уровня локализации контроля; оценка уровеня притязаний индивида (опросник Гербачевского); оценку мотивации достижения и избегания неудач Т. Элерса и А. Меграбяна; определение профессиональной готовности по Л.Н. Кабардовой; оценку затрудненности в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки (методика измерения ригидности).

Заключение. Таким образом, результаты исследования показали, что старшеклассники, имеющие различные проявления социальной дезадаптации, характеризуются следующими индивидуально-типологическими особенностями: преобладанием экстернального локуса контроля; низким уровнем притязаний; доминированием копинг-стратегии мотивации избегания неудач над мотивацией достижения успеха; низкой оценкой своих навыков и умений, общим слабым развитием физических и психических функций, определяющих уровень готовности к обучению.

Полученные данные позволяют систематизировать средства и методы с учетом личностных особенностей и интересов к различным видам физкультурно-спортивной деятельности.

Руководствуясь положениями учебно-воспитательной работы с дезадаптированными учащимися (изложены в специальной литературе), организация занятий по физической культуре должна предусматривать:

– изучение и анализ заболеваемости и уровня развития основных двигательных навыков учащихся общеобразовательных школ региона;

– подбор средств физического воспитания исходя из интересов учащихся, их индивидуальности, а также наличия в школе соответствующей спортивной базы.

Поэтому в качестве средств физического воспитания мы рекомендуем применять игровые виды спорта (баскетбол, стритбол, питербаскет) с целевой установкой на развитие двигательных способностей и психических качеств занимающихся, а также специальных дыхательных упражнений, направленных на снижение психической возбудимости, ускорение восстановительных процессов, ускорение процесса врабатывания, поддержание устойчивой работоспособности у старшеклассников «группы риска».

Литература

1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.А. Азбель. – СПб., 2004. – 24 с.

2. Ахмерова С.Г. Характеристика гигие­нических навыков студентов в процессе учебного курса по формированию здоровья / С.Г. Ахмерова, А.А. Курманова, И.М. Левина // Гигиена и санитария. – 1996. –  № 1. –  С. 44–47.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1986. – С. 13–43.

4. Борисенко Н.Ф. Физиологические аспекты адаптации студентов к обучению в вузе / Н.Ф. Борисенко, И.И. Слепушкина // Гигиена и санитария. –1982. – № 9. – С. 36–38.

5. Буглаев В. Воспитательный потенциал инженерного вуза / В. Буглаев, В. Лагерев// Высшее образование в России. – 1998. –  № 1. – С. 9–13.

6. Буров А.Э. Коррекция подростковых форм асоциального поведения средствами физической культуры и спорта / А.Э. Буров // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Перспектива-2006». – Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2006. – С. 179–181.

7. Бурханов А.И. Адаптация студентов к обу­чению в вузе / А.И. Бурханов, Л.И. Носова, Ж.Б. Байгутанов // Гигиена и санитария. – 1992. –  № 7-8. – С. 53–55.

8. Воронина Г.А. Валеологические подходы в оценке и реше­нии проблемы здоровья учащихся в процессе обучения / Г.А. Воронина, В.А. Демидов // Тезисы докл. IV Всерос. науч.-практ. конф. «Образование и здоровье». – Калуга, 1998. – С. 61–62.

9. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обуче­ния / С.А. Гапонова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 4. –  С. 131–135.

10. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учеб.-метод. пособие / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – С. 200–216.

11. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 114–140.

12. Егозина В.И. Коррекция психоэмоционального состояния школьников с выраженными акцентуациями методами физической культуры / В.И. Егозина. – М.: Изд-во ВНИИФК, 2005. – 95 с.

13. Непопалов В.Н. Психологические особенности адаптации студентов к обучению в вузе  / В.Н. Непопалов // «Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования»: Тез. V Всерос. науч.-практ. конф. – М.: Физическая культура, 2007. – 125–128.

Информация для связи с автором: victoriagl@mail.ru

Поступила в редакцию 22.02.2012 г.