Кодификация требований к уроку физической культуры
Фотографии:
ˑ:
Кодификация требований к уроку физической культуры
Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Копаев. Великолукская государственная академия физической культуры и спорт, Великие Луки
Ключевые слова: качество урока физической культуры, теоретико-методические достижения, кодификация требований, свод требований, фиксация требований.
Введение. Вопросы повышения качества школьных уроков физической культуры ставились на самом высоком уровне, с участием первых лиц государства, как это было, в частности, на первом Всероссийском спортивном форуме «Россия – спортивная держава» (Казань, 2009). По оценке большинства специалистов, выступавших на форуме, уровень проведения уроков не соответствует требованиям времени. Этот факт тиражировался впоследствии многими изданиями и средствами массовой информации, вызвав тем самым целый ряд практических шагов в области модернизации школьной физической культуры.
Анализ проблемы в научно-методическом аспекте показал, что дискуссии по поводу содержания урока физической культуры и требований к нему с разной степенью активности ведутся на протяжении всех лет преподавания физической культуры в школе. Благодаря этому во многом достигнут высокий уровень развития теории и методики урока. Однако в массовой практике преподавания физической культуры реализовать теоретико-методические достижения, как правило, не удается. Одной из причин является недостаточно четко прописанные на федеральном уровне нормативные требования к уроку, закрепляющие достижения в области педагогической науки и передовой практики. Данное обстоятельство не только снижает продуктивность профессиональной деятельности учителей, но и распыляет силы исследователей, занимающихся проблемами школьного физического воспитания, приводит к избыточному накоплению объема информации, отвлекая от концептуальных обобщений и создания эффективных педагогических технологий. Введение третьего урока физической культуры в силу возлагаемых на него надежд еще больше актуализировало проблему.
В заключение следует отметить, что приведенные требования, безусловно, не являются исчерпывающими. Они могут быть дополнены, сокращены, поданы в другой редакции. Сегодня требования к урокам важно четко определить и зафиксировать. Создание выверенных ориентиров позволит повысить эффективность подготовки учителя к уроку, качество его проведения и объективность оценки.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Требования к современному уроку / Ю.К. Бабанский // Физическая культура в школе. – 1980. – № 8. – С. 7–10.
2. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 5. – С. 50–53.
3. Дел предстоит много // Физическая культура в школе. – 2011. – № 1. – С. 2–9.
4. Латыпов И.К. Урок в современной школе: проблемы и реальные возможности / И.К. Латыпов, В.И. Лукина // Физическая культура в школе. – 2010. – № 7. – С. 2–10.
5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
8. Романович В.А. Спортивно-ориентированное физическое воспитание в Октябрьской школе / В.А. Романович, В.И. Световец. – М.: Изд-во АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 264 с.
9. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стеоретип. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
10. Угрешин А. «Круглый стол» в новом департаменте / А. Угрешин // Физическая культура в школе. – 2011. – № 2. – С. 2–7.
Информация для связи с автором: prorector_nir@vlgafk.ru
Поступила в редакцию 16.03.2012 г.