Формирование мотивации школьников к безопасной жизнедеятельности этнопедагогическими средствами физического воспитания

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Сергин
Начало констатирующего этапа
Конец формирующего этапа

ˑ: 

Формирование мотивации школьников к безопасной жизнедеятельности этнопедагогическими средствами физического воспитания

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Сергин. Доктор педагогических наук, профессор И.И. Портнягин. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Ключевые слова: этнопедагогика, физическое воспитание, мотивация к безопасности жизнедеятельности, педагогические условия.

Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности – основная цель безопасности жизнедеятельности как науки и первостепенная задача государства. В наше время проблема безопасности еще более обострилась. Общество несет огромные потери и убытки от несчастных случаев, пожаров, аварий, катастроф. Большое внимание вопросам безопасности человека уделяется в научных трудах [1, 4, 7, 5, 9 и др.]. Организующую и методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Целью исследования является определение основных положений реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности школьников к безопасной жизнедеятельности в экстремальных условиях Севера.

В опытно-экспериментальной работе были применены следующие методы исследования: выявление мотивации испытуемых контрольной (КГ) и экспериментальной (КГ) групп на занятиях по  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» методом анонимного анкетирования; определение морально-волевой подготовленности школьников методом тестирования; контроль за развитием уровня физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ, выявление уровня адаптируемости (по Т.А. Немчинову) учащихся по шкале психологической тревожности; Установление методом наблюдения уровня практической подготовленности к чрезвычайным ситуациям учащихся КГ и ЭГ.

Заключение. В процессе исследования:

– изучены мотивации, с психологической точки зрения, что позволило рассмотреть испытуемых с точки зрения динамического процесса физиологического и психологического плана, управляющего поведением человека, определяющего его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять предрасположенность к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– разработаны основные критерии мотивации учащихся различных возрастных групп учащихся к занятиям по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия);

– определены результаты мотивации учащихся к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в начале и в конце эксперимента с внедрением в учебный процесс ЭГ содержания этнопедагогических средств воспитания;

– внесены коррективы в положение о реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности школьников к безопасной жизнедеятельности в экстремальных условиях Севера;

– выявлены уровни мотивации на различных этапах формирования и развития личности школьников в процессе подготовки к чрезвычайным ситуациям и практической прикладной деятельности, проявляющейся в овладении полученными знаниями и их конкретном применении.

Информация для связи с автором: afanasij-sergin@yandex.ru

Поступила в редакцию 15.03.2012 г

Литература

1.                 Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов, Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. 7-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2007. – 616 с.

2.                 Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1998. – 92 с.

3.                 Лыткин М.И. Воспитание скоростно-силовых качеств лыжников – гонщиков 15–17 лет средствами национальных видов спорта Якутии: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.И. Лыткин. – М., 1997. – 20 с.

4.                 Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: учеб.-метод. пособие / А.Г. Маслов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. –160 с.

5.                Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них / С.В. Петров, В.А. Макашев. – М.: НЦ Энас, 2008. – 224 с.

6.                 Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха: монография / И.С. Портнягин. – М.: Academia, 1998. –184 с.

7.                Русак О.Н Образовательная концепция безопасной деятельности человека / О.Н. Русак. – СПб.: МАНЕБ, 1993. – 4 с.

8.                 Смирнов А.Т.  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение. – 218 с.

9.                Соловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях: обеспечение личной безопасности ваших близких / Э.Я. Соловьев. – М.: ИВТ Антал, 1996. С. 87–94.

10.            Х. Хекхаузен. Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Х. Хекхаузен // Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – С. 33–48.

11.            Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания: монография / Н.К. Шамаев. – М.: Academia, 2000. – 172 с.

Информация для связи с автором:

Поступила в редакцию 16.03.2012 г.