Проблемы спортизации учебного предмета «Физическая культура» в образовательном учреждении

Фотографии: 

Доктор биологических наук, профессор Р.А. Абзалов

ˑ: 

Проблемы спортизации учебного предмета «Физическая культура» в образовательном учреждении

Доктор биологических наук, профессор Р.А. Абзалов. Кандидаты биологических наук, доценты Н.И. Абзалов. Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Ключевые слова: спортизация, физическая культура, образование, насосная функция сердца, физическая подготовленность.

Теоретически обоснованная и практически проверенная в ряде школ Российской Федерации идея спортизации содержания учебного предмета «Физическая культура» в школе, предложенная профессорами В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой, является весьма актуальной и может быть отнесена к разряду инновационных технологий в области образования по физической культуре и спорту. Один из авторов данной статьи (Р.А. Абзалов), более 10 лет преподававший в сельской и городской школах учебный предмет «Физическая культура», 35 лет проработавший деканом факультета физической культуры Казанского государственного педагогического университета и в настоящее время являющийся руководителем научной школы «Адаптация насосной функции сердца к физическим нагрузкам» в Казанском федеральном университете, рекомендует некоторые пути реализации проблемы спортизации содержания учебного предмета «Физическая культура» в школе, основываясь на базовой школьной программе «Физическая культура» в школе, разработанной нашим коллективом, на основе которой ведется обучение в школах Республики Татарстан.

Вывод. Используя базовую учебную программу по физической культуре в школе, которая разрабатывается на основе государственных стандартов, уроки по физической культуре можно в полной мере использовать для состязательной деятельности учащихся с учетом их возраста и пола, а дополнительные занятия по физической культуре – для соревновательной деятельности. На дополнительных занятиях по физической культуре в процессе соревновательной деятельности учитель физической культуры определяет наиболее способных в двигательном отношении учащихся и рекомендует их тренерам-специалистам детско-юношеских спортивных школ для дальнейшего повышения их спортивного мастерства. В детско-юношеских спортивных школах тренеры определяют наиболее одаренных юных спортсменов и направляют их в специализированные детско-юношеские спортивные школы. Это и есть система подготовки спортсменов высокой квалификации, способных защитить честь страны на соревнованиях любого уровня.

Использованная литература

1. Абзалов Р.А. Педагогическая практика студентов факультета физкультурного образования в образовательных учреждениях / Р.А. Абзалов, Р.Р. Набиуллин, И.Г. Хурамшин, Н.И. Абзалов. – Казань: «Отечество», 2011. – 64 с.

2. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций) / Р.А. Абзалов. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2002. – 206 с.

3. Абзалов Р.А. Физическая культура: учеб. пособие для учащихся средних общеобразовательных учреждений / Р.А. Абзалов. – Казань: Магариф, 2005. – 159 с.

4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: «Теория и практика физической культуры», 2000. – 275 с.

5. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Информационный вестник «Спортвест». – Тюмень: Изд-во ГАУ ДОД ТО ОСДЮСШОР, 2007. – № 4.

6. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И.  Лубышева //Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 4. – С. 11–13.

7. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 11–14.

8. Синельников О.А. Спортизация физического воспитания в школе: спортивное образование / О.А. Синельников, П.А. Хасти, А.В. Сычев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 6. – С. 22–26.

9. Физическая культура: Программа для средних общеобразовательных учреждений / Р.А. Абзалов и др. – Казань: Магариф, 2005. – 55 с.

10. Balsevich V.K. Identification and Development of Sport Talent / V.K. Balsevich // Current Research in Sports Sciences. – New York: Plenum Press, 1996. - p. 1–4.

11. Kraus H. Muscular fitness and health / H. Kraus, R.P. Hirschland // Journal of the American Association for Health, 1953, N 24 (10). – P. 17–19.

12. Maslov A. Motivation and Personality / A. Maslov. – N.Y.: Harper, 1954, N 4. – 411 p.

13. Sleap M. Physical Activity Patterns of Primary School Children / M. Sleap, P. Warburton // Interim Report Happy Heart Project, Health Education Authority. – Tomas Nelson and Sons Ltd, 1990.

Информация для связи с автором: abzalov2004@mail.ru

Поступила в редакцию 20.03.2012 г.