Формирование аксиологического компонента личностной физической культуры у старшеклассников

Фотографии: 

Преподаватель кафедры физкультурно-оздоровительных технологий С.А. Евтых

ˑ: 

Формирование аксиологического компонента личностной физической культуры у старшеклассников с различным типом религиозной ориентации

Преподаватель кафедры физкультурно-оздоровительных технологий С.А. Евтых. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: тип религиозной ориентации, личностная физическая культура, мотивационно – ценностный компонент, аксиологический компонент.

Введение. Проблема развития физической культуры общества как социального феномена неразрывно связана с формированием физической культуры личности, сущность которой видится в единстве физического, психического, духовного, нравственного здоровья, интеграции знаний, умении организовывать занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, содействующий оптимизации работоспособности и повышению активного долголетия [4].

В качестве приоритета при формировании личностной физической культуры, М.Я. Виленский, О.Ю. Масалова, П.К. Дуркин и др. авторы выявляют аксиологический компонент, предполагающий работу с духовным миром личности, ее установками, ценностями, взглядами, мировоззрением, мироощущением, развитием культурного самосознания, а также представлением о роли и месте физической культуры в сфере общечеловеческой культуры с целью преобразования педагогического управления физическим развитием в саморазвитие, воспитания – в самовоспитание, образования – в самообразование, совершенствования – в самосовершенствование.

Организация и методы исследования. Исследование учащихся старших классов осуществлялось в СОШ № 5 поселка Яблоновского и № 1 аула Тахтамукай (ЭГ) и в СОШ № 2, СОШ № 17 поселка Энем, СОШ № 11 аула Старобжегокай (КГ) Тахтамукайского района Республики Адыгея. В нем приняли  участие 203 учащихся старших классов 15-17 лет (108 юношей и 95 девушек). В процессе эмпирического исследования использованы две экспериментальные схемы: сопоставление экспериментальной и контрольной групп верующих (православных, мусульман) с внутренней, внешней религиозной ориентацией (внутренний тип, внешний тип) и неверующих (нерелигиозный тип, атеисты) по аксиологическому компоненту физической культуры личности, а также сравнение учащихся старших классов с разным типом религиозности по этим же параметрам.

Литература

1.        Агеева, З. А. Социально-психологические аспекты религии / З. А. Агеева // Вестник ивановского государственного университета. – 2008. – № 1. – С. 30 – 33.

2.        Виленский, М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 27 – 32.

3.        Виленский, М. Я. Личностное развитие студента как ценность образовательного процесса по физической культуре / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 11. – С. 4 – 8.

4.        Матвеев, А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А.П. Матвеев. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 248с.

5.        Масалова, О.Ю. Физическая культура личности в аксиологической интерпритации / О.Ю. Масалова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 11. – С. 16 – 21.

6.        Оллпорт, Г. В. Личность в психологии / Г.В. Оллпорт. – СПб.: «Ювента», 1998. – 345 с.

7.        Рассел, Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения / Б. Рассел. – Москва.: Политиздат, 1987. – 334 с.

8.        Соснин, В. А.  Психология религии: американский опыт / В. А. Соснин // Психологический журнал. – 2002. –  № 2. – С. 118-127.

Статья поступила в редакцию: 02.02.2012 г.

Информация для связи: Saido4ek@mail.ru