Влияние психофизической коррекции на нейродинамические функции школьников младших классов с нарушением зрения
Фотографии:
ˑ:
Влияние психофизической коррекции на нейродинамические функции школьников младших классов с нарушением зрения
Доктор биологических наук, доцент Е.Г. Кокорева. ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск
Ключевые слова: дети с нарушением зрительной функции, адаптационно-компенсаторные изменения, программа оздоровления и психофизической коррекции, развитие нейродинамических функций
Введение. Для планирования оздоровительно-коррекционных мероприятий у детей с сенсорными нарушениями важно понимание закономерностей цикличных изменений важнейших психофизиологических функций на каждом возрастном этапе [2,3,7]. Учитывая необходимость поиска средств, способствующих гармоничному развитию детей, в том числе с нарушением зрительной системы, актуальной задачей является изучение возрастных особенностей нейродинамических функций и их изменения под влиянием средств психофизической коррекции.
Цель нашего исследования заключалась в изучении возрастных особенностей нейродинамических функций и психоэмоционального состояния у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, а также в разработке программы психофизической коррекции для таких детей.
Организация и методы исследования. Обследовали детей в возрасте от 7 до 10 лет, воспитанников начальной школы – детского сада для детей с нарушением зрения г. Челябинска. Значительную часть в структуре глазной патологии занимали аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), а также косоглазие и амблиопия.
В качестве контрольных анализировали показатели детей тех же возрастных групп, находящихся в детском учреждении и ранее не занимавшихся по оздоровительной программе.
Выводы:
1. Особенности возрастного развития нейродинамических функций у детей с нарушениями зрения проявляются в низких значениях их показателей и большей неравномерности возрастных изменений, по сравнению со здоровыми сверстниками. Так, точность оценки времени у мальчиков 8 лет, у девочек 7 лет, а также подвижность нервных процессов у мальчиков 7 лет – ниже; утомляемость у мальчиков 8 лет и у девочек 7 лет – выше, чем у здоровых детей.
2. Программа психофизической коррекции, применяемая на ранних возрастных этапах у детей с нарушением зрения, оказывает более эффективное воздействие на нейродинамические функции, чем на более поздних этапах онтогенеза.
3. Психофизическая коррекция, создание положительного эмоционального фона при общении с детьми, судя по снижению показателя тревожности, вызывает улучшение психоэмоционального состояния.
Литература:
1. Александров, Ю.И. Практикум по психофизиологии / Ю.И. Александров. – М.: Высшая школа, 2004. – 324 с.
2. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 196 с.
3. Аршавский, И.А.Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982. – 270 с.
4. Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. – М.: Советский Спорт, 2000. – 155 с.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин./ СПб.: Питер, 2001. – 454 с.
6. Макаренко, Н.В. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы / Н.В. Макаренко // Физиология человека. – 2001. – Т. 27, № 6. – С. 55–57.
7. Попова, Т.В. Психофизиология безопасности (Как изменить себя) / Т.В. Попова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – 80 с.
Поступила в редакцию 16.12.2011 г.
Информация для связи: tati.popova2010@yandex.ru