Развитие волевой активности учащихся старшего школьного возраста

Фотографии: 

Ю.Я. Горбунов
Таблица 1 Программа индивидуальной воспитательной работы с учащимися старшего школьного возраста
Таблица 2 Изменение показателей уровня развития волевой активности учащихся старшего школьного возраста в ходе формирующего эксперимента

ˑ: 

Развитие волевой активности учащихся старшего школьного возраста

Ю.Я. Горбунов, А.Ю. Горбунов, Пермский государственный педагогический университет, Пермь

Проблеме воли, волевой активности и волевого поведения посвящен целый ряд крупных работ как отечественных ученых (Мерлин В.С., 1953; Пуни А.Ц., 1977; Ильин Е.П., 1980, 1986, 2000; Селиванов В.И., 1982; Щербаков Е.П., 1990 и др.), так и зарубежных (Farber L., 1966; Guillaume P., 1966; Frankl V., 1969, 1982; Wellek A., 1970; Assagioli R., 1974; May R., 1974; Dihle I., 1982; Nuttin J., 1984). Тем не менее, до сих пор не разрешены многие принципиальные теоретические вопросы.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что с одной стороны существует необходимость раскрытия вопросов саморазвития личности. С другой стороны, не достаточно отчетливо определен механизм саморазвития, не разработаны подходы, принципы, педагогические технологии для построения педагогического процесса.

В настоящей работе была поставлена следующая задача:

- экспериментально выявить возможность развития волевой активности старших школьников как способности на основе учета свойств их нервной системы и личности.

Исследование проводилось в 2010-2011г.г. Испытуемыми были 36 учащихся лицея №2 г. Перми, отличающихся слабой степенью развития волевых качеств и недостаточно высокой  сформированностью «активных» мотивов учебной деятельности.

В результате выполненной работы можно сделать следующие выводы:

1. Старший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования волевой активности.

2. Комплексное использование психологических, педагогических и физических средств при определенных педагогических условиях (положительное отношение к требованиям) способствуют формированию волевой активности учащихся как способности.

Литература

1.     Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий. Челябинск: изд-во ГПИ, 1979. 69 с.

2.     Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б.А. Вяткин. Пермь: ПГПУ, 2000.

3.     Горбунов, Ю.Я. Процесс формирования волевой активности и ее проявление в спорте: монография / Ю.Я.Горбунов; Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2008. 222 с.

4.     Горбунов, Ю.Я. Современные психолого-педагогические технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие / Ю.Я.Горбунов. Пермь, 2006. 48 с.

5.     Горбунов, Ю.Я. Педагогическая техника учителя: учебно-методическое пособие / Ю.Я.Горбунов. Пермь, 2010. 50 с.

6.     Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин.  М., 1986.

Поступила в редакцию 25.11.11

Информация для связи: gorbunov_i@pspu.ru