Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса теннисистов 14-16 лет

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, профессор Иванова Т.С.
Таблица 1	 Карта записи и анализа соревновательной деятельности теннисиста
Таблица 2 Сравнительные показатели особенностей динамики Кс и Кра при 3 (высшем) уровне напряженности до и после завершения проведения педагогического эксперимента

ˑ: 

Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса теннисистов 14-16 лет на основе учета их индивидуально-психологических особенностей и технико-тактической подготовленности

Кандидат педагогических наук, профессор Иванова Т.С., Тренер студенческой сборной команды России Иванов Л.Ю., Аспирант Нгуен Тхиен Куанг, Кафедра теории и методики тенниса, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Ключевые слова: индивидуализация, подготовка, соревновательная деятельность, коррекция, программа.

Актуальность. Современный теннис предъявляет все более высокие требования к подготовленности юных теннисистов. Причем ранние возраст начала занятий 4-6 лет и начало участия в соревнованиях 8-10 лет приводят к тому, что в возрасте 14-16 лет теннисисты становятся на профессиональный путь, активно участвуя в серьезных международных соревнованиях международной федерации тенниса (ITF).

Увеличение объема и интенсивности психологических и физических нагрузок не могут повышаться до бесконечности, а для многих перспективных спортсменов, такой подход к тренировочному процессу приводит даже к истощению и потери хорошей соревновательной формы. О необходимости развития индивидуального подхода в подготовке спортсменов свидетельствуют многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области профессионального спорта. Анализ литературных данных и существующего опыта подготовки теннисистов позволяет предположить, что в тренировочной практике могут быть разработаны индивидуальные тренировочные программы для разных возрастных групп и для отдельных теннисистов. При разработке теоретических основ и практических рекомендаций по индивидуализации учебно-тренировочного процесса необходимо применять системный подход, базирующийся на научном анализе различных аспектов психики спортсмена, функционирования его организма, различных сторон уровня подготовленности, степени тренированности и другие. Таким образом, изучение проблемы индивидуализации подготовки юных теннисистов является обоснованным, целесообразным и актуальным исследованием.

Список литературы

1.      Дмитров А. А. Программирование тактической подготовки юных теннисистов в условиях специализированной спортивной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дмитров Александр Александрович ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. – М., 2004. – 21 с.

2.      Иванова Т. С. Организационно-методические основы подготовки юных теннисистов : учеб. пособие / Т. С. Иванова. – М. : Физическая культура, 2007. – 128 с.

3.      Небылицын В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. – М. : Наука, 1976. – 336 с.

4.      Пьянов Б. Н. Индивидуализация тактической подготовки теннисистов 13-16 лет в зависимости от особенностей интеллектуальной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук / Пьянов Борис Николаевич ; Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 1995. – 25 с.

5.      Родионов А. В. Практика психологии спорта / А. В. Родионов. – Ташкент : LiderPress, 2008. – 235 с.

6.      Родионова И. А. Индивидуализация программирования психологической подготовки высококвалифицированных фехтовальщиц-рапиристок : автореф. дис. … канд. пед. наук / Родионова Инесса Альбертовна ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. – М., 2002. – 29 с.

7.      Сингаевский С. Н. Оптимизация индивидуальных тактических действий, действий баскетболистов в различных ситуациях : автореф. дис.  … канд. пед. наук / Сингаевский Сергей Николаевич ; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. – М., 1981. – 23 с.

8.      Сиротин О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Сиротин Олег Александрович ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. – М., 1997. – 48 с.

9.      Скородумова А. П. Теннис : как добиться успеха / А. П. Скородумова. – М. : PRO-PRESS, 1994. – 187 с.

10. Тучашвили И. Ш. Формирование, совершенствование и проявления индивидуального стиля деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тучашвили Игорь Шотаевич ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. – М., 1999. – 48 с.

11. Цагарелли Ю. А. Теория и практика системной диагностики человека в психологии / Ю. А. Цагарелли // Системные исследования в общей и прикладной психологии. – Набережные Челны, 2000. – С. 34-45.

12. Шахов Ш. К. Индивидуально-программированная физическая подготовка в видах спорта группы единоборств : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Шахов Шахобаз Курамагомедович ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. – М., 1998. – 52 с.

13. Crespo M. Developing young tennis players / М. Crespo, G. Granito, D. Miley / ITF LTD. – London, 2009. – 155 p.

14. Williams A. M. Practice, instruction and skill acquisition in soccer: Challenging tradition / А. М.Williams, N. J. Hodges // J. Sports Sci. – 2005. – Vol. 23, N 6. – Р. 637–650.

15. Woods R. B. Children development : Its impact on the young tennis player / R. B. Woods // USA Tennis Parent’s Guide / USTA, Key Biscayne. – Florida, 2001. – P. 16–22.

Информация для связи: proffy22@yandex.ru

Поступила в редакцию: 20.12.2011 г.