Внеклассная физкультурно-оздоровительная деятельность в снижении психической напряженности первоклассников
Фотографии:
ˑ:
Внеклассная физкультурно-оздоровительная деятельность в снижении психической напряженности первоклассников
Аспирант Д.В. Сиваков. Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск
Ключевые слова: первоклассник, физкультурно-оздоровительная деятельность, адаптация, психическая напряженность
Недостаточный педагогический контроль физической нагрузки во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности, с одной стороны, приводит к перенапряжению, переутомлению первоклассников, а с другой стороны, способствует истощению систем и функций. При этом теряется легкость и быстрота выполнения техники физического упражнения, первоклассник утомлен из-за неадекватных физических нагрузок, не проявляет инициативу в регулировании физической нагрузки, а выполняет только строгое предначертание образовательной деятельности.
Вопросы педагогического контроля и восстановления после физической нагрузки во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся первых классов вызывают затруднения. Это, на наш взгляд, и есть те самые просчеты в психофизиологическом и в педагогическом контроле. Аналогичные ситуации отмечаем и в других видах физкультурно-оздоровительной деятельности, где учащиеся первых классов по самочувствию психофизиологического состояния определяют выполнение физической нагрузки, что ведет к повышению психической напряженности[1-3].
Проблема исследования заключается в том, что отсутствие индивидуальных критерий педагогического контроля со стороны учителя физической культуры приводит к перенапряжению первоклассников, т.е. к истощению всех функций и систем, повышает психическое напряжение, увеличивает неоправданно адаптационный процесс обучения. Такой методологический подход имеет место быть во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель исследования: экспериментальное обоснование внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности в снижении психофизиологической напряженности учащихся первых классов.
Исходя из цели исследования, определена задача:
Определить экспериментально критерии видов утомления во внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности первоклассников, повышающие функциональные возможности и снижающие психическую напряженность в адаптационном процессе обучения.
Организация и методы исследования. Исследование проводили на базе МБОУ СОШ № 148. В исследовании приняли участие 22 учащихся первых классов.
Использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические беседы, наблюдение, пульсометрия, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.
Литература
1. Розенфельд А. С. Стресс и некоторые проблемы адаптационных перестроек при спортивных нагрузках / А. С. Розенфельд, Е. И. Маевский // Теория и практика физической культуры. 2004. - № 4. - С. 39-44.
2.Сиваков В. И. Теоретико-методическое обоснование психического состояния школьников в процессе физического воспитания: монография / В. И. Сиваков. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2001. – 169 с.
3.Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1982. – 124 с.
Информация для связи с автором: Дмитрий Сиваков: siva-89@mail.ru
Поступила в редакцию: 26.12.2011 г.