Диагностика кондиционной физической подготовленности как фактор целенаправленного поиска спортивно-одаренных детей

Фотографии: 

Заслуженный работник физической культуры, доктор пед. наук, профессор Л.А. Семенов
Количество младших школьников, имеющих высокий уровень развития физических качеств
Количество детей с высоким уровнем развития нескольких физических качеств (а также одного или ни одного)

ˑ: 

Диагностика кондиционной физической подготовленности как фактор целенаправленного поиска спортивно-одаренных детей

Заслуженный работник физической культуры, доктор пед. наук, профессор Л.А. Семенов, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Ключевые слова: спортивно одаренные дети, спортивный отбор, кондиционная физическая подготовленность, мониторинг.

Введение. Одной из ключевых проблем в сфере спорта была и остается проблема отбора. Не случайно в принятой «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» [8] одной из основных мер для решения задачи совершенствования подготовки спортсменов высокого класса, названа мера по совершенствованию отбора талантливых спортсменов. При этом отмечается необходимость разработки и внедрения системы спортивного отбора одаренных детей.

Думается, отбор одаренных детей, причем первичный, это самое слабое место в существующей ныне системе спортивного отбора. Дети, как правило, приходили и продолжают приходить в ту или иную спортивную секцию случайно: вместе с товарищами, по желанию родителей. В лучшем случае учитель физической культуры в школе посоветует ребенку заниматься каким-либо видом спорта или тренер из ближайшей ДЮСШ (чаще всего по собственной инициативе) придет на школьные соревнования и увидит спортивно-одаренного ребенка.

Цель проведенного исследования заключается в оценке предпосылок для проведения целенаправленного поиска спортивно одаренных детей в России (на примере Свердловской области).

Основными критериями для оценки служили высокие показатели кондиционной физической подготовленности. Почему кондиционной? Именно кондиционная физическая подготовленность, проявляемая в уровне развития кондиционных физических качеств и определяющая функциональное состояние человека, является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих успешность в любом виде спорта (пусть и в различной мере) и наиболее широко используется при первичном отборе [2; 3; 7; 9; 10 и др.].

Следует отметить, что для оценки использовались показатели кондиционной физической подготовленности младших школьников (7-11 лет), т.к. в этом возрасте, как правило, начинают заниматься многими видами спорта, и, соответственно, проводится первичный отбор.

Организация и методы исследования.

Исследование проводилось на основе результатов массового тестирования, осуществляемого в рамках мониторинга состояния физического здоровья учащихся младших классов общеобразовательных школ из 68 Муниципальных образований (МО) Свердловской области в количестве около 91 тысячи человек (осень 2008 г.). Общие для области показатели и рассчитывались из этого числа протестированных учащихся. Для определения же особенностей распределения учащихся с высоким уровнем развития кондиционных физических качеств (как отдельных, так и в комплексе) в зависимости от территории проживания выборочно брались результаты учащихся, проживающих в следующих территориях: крупные промышленные центры (3 МО); малые города (5 МО) и населенные пункты сельской местности (5 МО). Число обследуемых учащихся при этом составило: в крупных городах около 9 тысяч, в остальных территориях – приблизительно по 7 тысяч учащихся. Т.е. число обследованных учащихся было достаточно большим для того, чтобы получить объективные результаты (но, что не было сделано, за исключением оценки силы, это вычленение отдельно показателей у мальчиков и девочек).

Выводы.

1. В настоящее время достаточно большое количество детей младшего школьного возраста проявляет высокий уровень развития отдельных кондиционных физических качеств. Кроме того, что чрезвычайно важно, немалое число детей обладает высоким уровнем развития по нескольким физическим качествам (двум, трем, четырем и даже пяти).

Таким образом, очевидны предпосылки для осуществления целенаправленного поиска в России  спортивно одаренных детей по признаку их кондиционной подготовленности.

2. Следует иметь в виду тот существенный факт, что в большинстве случаев число детей с высоким уровнем развития как отдельных физических качеств, так и комплекса этих качеств превалирует в малых городах. При этом наименьшее число таких детей выявлено при проживании в крупных городах и в сельской местности. Данное обстоятельство необходимо учитывать при проведении целенаправленного поиска спортивно одаренных детей.

3. Определяющее значение при организации целенаправленного поиска спортивно одаренных детей по признаку высокого уровня развития у них кондиционных физических качеств имеет мониторинг состояния физической подготовленности, проведение которого предписано целым рядом федеральных нормативно-правовых документов [6, 8 и др.]. При этом станет возможной реализация дедуктивного подхода при первичном отборе, обоснованном в свое время В.И.Филипповым и И.М. Туревским [9], и заключающемся, в нашей интерпретации, в массовом «просеивании» детей по показателям кондиционной подготовленности, выявлением наиболее одаренных и с последующей оценкой соматических особенностей и координационных способностей этих детей с ориентацией на требования предполагаемых для занятий видов спорта.

Понятно, что по последнему пункту выводов много вопросов, прежде всего организационного характера, решение которых потребует проведения исследований и внедренческих усилий.

Литература

1.        Бальсевич В.К. Выявление и развитие спортивного таланта \\ Современные достоинства спортивной науки: Тезисы докладов международной конференции – СПб, 1994. – с. 3.

2.        Волков В.М. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. – Киев: Вежа, 1997. – 128 с.

3.        Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в видах спорта. М.: Сов. спорт, 2008. – 304 с.

4.        Изаак С.И., Кабачков В.А., Тяпин А.Н. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи \\ Опыт работ в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. научных трудов ВНИИФК. – М., 2002. – с. 10-37.

5.        Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов \ Программы общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию учащихся I-XI классов. М.: Просвещение, 1996. – с. 106-204.

6.        Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (от 29.12.2001 г. №916) \\ Рос. газета. – 2002. – 12 января.

7.         Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. М.: Сов. спорт, 2005. – 142 с.

8.        Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. (от 7 августа 2009 г., №1101).

9.        Филиппович В.И., Туревский И.М. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей \\ Теория и практика физической культуры – 1977. - №4. – С. 39-44.

10.   Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Физкультура и спорт, 1984. – 151 с.

Поступила в редакцию 15.12.2011 г.

Информация для связи: zdormon@gmail.com