Единение физического и трудового воспитания как предпосылка формирования технологической культуры учащихся

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Никитин

ˑ: 

Единение физического и трудового воспитания как предпосылка формирования технологической культуры учащихся на основе этноэстетики

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Никитин. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

Ключевые слова: природосообразное развитие, формирование технологической культуры, этноэстетическая дидактика.

Введение. Высокие технологии, среди которых компьютеры с обилием разнообразной информации, прочно вошли в повседневную жизнь учащихся. На первый взгляд, дети нашли полезное занятие, где одни учатся самостоятельно взаимодействовать с информационными технологиями, а другие ­ увлеченно играют в игры. С одной стороны, бессистемное времяпровождение ведет к психологической перегрузке. С другой стороны ­ настораживает спонтанно возникший искусственный образ жизни молодежи, резко увеличивший дистанцию от контакта с живой природой, от многовековых закономерностей природосообразного физического развития личности.

Соответственно, самоограничение в движении, информационная перегрузка стали массовым явлением в обществе, ставшим одним из ряда причин ухудшения здоровья подрастающего поколения. При этом несистематизированный ориентир на информационные технологии как приоритет развития общества на фоне разноликости ценностей отодвинул учащихся от труда как цели жизни, производства как образа жизнедеятельности, где требуется физическая закалка.

Заключение. Эстетика народных игр в виде физических упражнений используется как педагогическое средство, направленное на создание условий активного отдыха. Результаты исследования подтверждают жизненность таких компонентов этноэстетической дидактики. Они ненавязчиво способствуют повышению работоспособности, осмыслению понятия труда и здоровья как общечеловеческой ценности, природосообразно учат быть добрым, трудолюбивым, ценить природу как носитель здоровья, любить красоту родного края. Культурологический подход к проведению подобных занятий ­ своеобразная школа здоровьесбережения, этносоциализации учащихся. На таких занятиях технологии ими осмысливается ценность труда, здоровья в повседневной жизни, они учатся чувствовать его эстетическую сущность, находить условия удовлетворения жажды действия и созидания. Систематизированная занятость с периодической сменой физической деятельности позволяет осознанно подходить к алгоритму проектирования, к технологическому процессу, расширяя творческий простор для работы ума и воображения. Учебный процесс, приближенный к эстетике жизненного уклада этносов, содействует установлению практического взгляда на мир, способствует осуществлению естественного процесса физического развития в процессе труда, ориентирует самостоятельно преодолевать трудности, неудачи.

Литература

1. Волков, Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н.Волков. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1965. – 59 с.

2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика : 3-е изд., доп. / Г. Н. Волков. – Чебоксары : изд-во Ч И Э М С. Г П У, 2004. – 488 с.

3. Воронцов, Г. И. Детские и молодежные игры. На чуваш. яз. / Г. И. Воронцов, В. И. Воронцова. ­ Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. ­ 241 с.

4. Дидактика технологического образования : книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. – М. : ИОСО РАО, 1997. 230 с.; Часть 2. / Под ред. П. Р. Атутова. – Москва: ИОСО РАО, 1998. –176 с.

5 Методика собирания и изучения народных игр / Сост.В. М. Григорьев. – М. : Турист, 1992. – 86 с.

6. Никитин, Г. А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики : учебное пособие / Г. А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 92 с.

7. Никитин, Г.А. Формирование технологической культуры учащихся в условиях организации трудовой занятости на основе этноэстетических ценностей // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирский госпедуниверситет, 2010. – № 4. – С. 156–165.

8. Юрмин, Ю. А. От А до Я по стране спорта. Какая ты, Спортландия? / Ю.А. Юрмин. ­ М.: Физкультура и спорт, 1970. ­ 272 с.

Поступила в редакцию 29.03.11

Информация для связи с автором: Геннадий Никитин [mptip@mail.ru]