Организационно-методические аспекты ранней спортивной ориентации

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ботяев

ˑ: 

Организационно-методические аспекты ранней спортивной ориентации

Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ботяев. Кандидат педагогических наук, старший преподаватель В.Н. Бойко. Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Ключевые слова: спортивный отбор и ориентация, модельные характеристики, диагностика, комплексное обследование.

Введение. Ускоренный прогресс современного спорта, престижность международных спортивных достижений, обострение конкуренции на спортивной арене обусловили актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских (научных) и организационно-методических аспектах.

Начиная с 60-х гг. прошлого столетия проблема спортивного отбора и ориентации является предметом постоянного научного поиска. В научных работах, достаточно полно освещены основные аспекты теории спортивного отбора: цели, задачи, рассмотрена семантика основных понятий, последовательность и содержание отдельных этапов спортивного отбора и другие вопросы [С.С. Горшенков, 1968; Н.Ж. Булгакова, 1978; Т.С. Тимакова, 1977; С.В. Брянкин, Н.Л. Жданов, Б.Н. Шустин, 1977; А.А. Гужаловский, 1978; В.К. Бальсевич, 1980; М.С. Бриль, 1983; В.М. Волков, В.П. Филин, 1983; П.З. Сирис, 1983; В.И. Баландин, 1986; В.Н. Платонов, В.Л. Запоражанов, 1994; В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, 1998; В.П. Губа, 2008 и др.].

Организация и методика исследования. Проведенные, на первом этапе исследования, анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров ряда видов спорта, позволили определить основные направления нашего исследования. По мнению тренеров, одним из существенных недостатков существующей системы спортивного отбора и ориентации, является ее односторонность. Необходима программа интегральной оценки потенциальных возможностей юного спортсмена, а также построенные на этих оценках многомерные модели различных сторон подготовленности.  

Заключение. Решение проблемы спортивного отбора сопряжено с широким спектром вопросов решаемых спортивной наукой и практикой. Одним из ключевых, является вопрос спортивного ориентирования и прогнозирования спортивных достижений.

Существование большого многообразия видов спорта расширяет возможности индивидуума достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей вообще. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными и обеспечат высокую результативность в другом. Поэтому необходима интегральная оценка всех регистрируемых параметров модельных характеристик, с обязательной оценкой индивидуальных темпов биологического развития.

Нельзя не сказать и о том, что спортивная ориентация, проведенная на основе однократных измерений, даже на основе большого числа регистрируемых показателей, не может дать объективной оценки перспективности юного спортсмена. Необходимо поэтапное, многоразовое исследование, позволяющее оценивать как стабильность индивидуальных уровней развития, так и темпы прироста основных параметров модельных характеристик.

Литература

1.                 Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. – М. : ФиС, 1983. – 175 с.

2.                 Гужаловский А.А. Модельные характеристики физической подготовки девушек спринтеров и экспериментальное обоснование методики их индивидуальной подготовки / А.А. Гужаловский, А.В. Алабин // Теория и практика физической культуры. – 1980. - №5. – С. 33-36.

3.                 Гужаловский А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 8. – С. 24-25.

4.                 Земцов И.Ф. Комплексная оценка специальной подготовленности ватерполистов высокой квалификации в процессе поэтапного педагогического контроля: автореф. Дис. …канд. Пед. Наук / И.Ф. Земцов. – Киев., 1988. – 24 с.

5.                 Жданов С.В. Модельные характеристики как фактор в управлении подготовкой юных баскетболистов автореф. Дис. …канд. пед. наук / С.В. Жданов. – Малаховка., 1989.- 24 с.

6.      Лях, В. И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов / В. И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 4. – С. 21-25.

7.      Староста, В. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом / В. Староста // Физическая культура. – 2003. – № 2. – С. 51-55.

8.      Шварц В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б.Шварц, С.В. Хрущев. – М.: ФиС, 1984. - 151 с.

Поступила в редакцию 02.12.2011 г.

Информация для связи: tutor_sports@surgpu.ru