Особенности физической реабилитации студентов с нарушением осанки в условиях вуза

Фотографии: 

Кандидат медицинских наук, доцент Кафидов И.Н.
Табл.1. Дозировка физических  упражнений (по В.И. Дубровскому)
Табл.2. Клинические симптомы различных типов нарушений осанки

ˑ: 

Особенности физической реабилитации студентов с нарушением осанки в условиях вуза

Кандидат медицинских наук, доцент Кафидов И.Н., кандидат физико-математических наук, доцент Алексеева С.И. Кафедра адаптивной физической культуры Педагогического института физической культуры г. Москва

Ключевые слова: студент, учебно-воспитательный процесс, физическая реабилитация, нарушения осанки, лечебная физическая культура.

Введение. Физическая реабилитация студентов с врожденными или приобретенными заболеваниями является государственной задачей, поскольку именно с ней связано предупреждение и снижение инвалидности  взрослых людей.

Физическая реабилитация студентов с патологией опорно-двигательного аппарата (ОДА) представляет систему мероприятий, направленных на предупреждение нарушений функций организма и их восстановление, на эффективное и максимально раннее возвращение студентов к нормальным, равным со здоровыми студентами условиями жизни и учебы в институте.

Организация занятий со студентами нацелена на укрепление здоровья, закаливание организма, повышение его функциональных возможностей и общей работоспособности, улучшение сопротивляемости организма заболеваниям.

Цель исследования: экспериментально обосновать методику занятий АФК со студентами, имеющими нарушения осанки.

Одним из принципов работы  в вузе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, является оздоровительная и реабилитационная направленность учебно-воспитательного процесса. Система средств, используемых для коррекции и компенсации отклонений в состоянии здоровья, часто не привлекает студентов, носит характер лечебных процедур, а не увлекательных занятий, обеспечивающих не только лечение, но и физическое развитие, эмоциональное расслабление.

Методика исследования. Одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания студентов, имеющих нарушения осанки, является разработка методики адаптивной физической культуры.

Вышеизложенное обусловливает поиск новых средств и форм обучения и оздоровления, направленных на совершенствование физического воспитания студентов, которые имеют выраженные нарушения осанки.

Результаты исследования и их обсуждение

1. Среднее время удержания ног на вису в положении лежа на животе составляло:

До эксперимента – (53,9 ± 1,4) сек

По окончании эксперимента – (56,8 ± 1,4) сек.

Фактическое значение t-критерия Стьюдента t = 14,8 превышает табличное значение t = 2,1. Следовательно, различие среднего времени удержания ног на вису в положении лежа на животе является достоверным.

2. Среднее время удержания прямых ног в положении лежа на спине составляло:

До эксперимента – (34,6 ± 1,5) сек

По окончании эксперимента – (37,9 ± 1,5) сек.

Фактическое значение t-критерия Стьюдента t = 10,7 превышает табличное значение t = 2,1. Следовательно, среднее время удержания ног в положении лежа на спине достоверно отличается до и после эксперимента.

3. Поднимание туловища в сед из положения  лежа на спине составляло:

До эксперимента – (11,9 ± 0,7) раз

По окончании эксперимента – (15 ± 0,8) раз.

Фактическое значение t-критерия Стьюдента t = 17,6 превышает табличное значение t = 2,1. Следовательно, различие измеряемого показателя до и после эксперимента достоверно выходит за пределы случайного разброса при уровне надежности 95%.

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа составляло:

До эксперимента – (15,0 ± 1,2) раз

По окончании эксперимента – (17,5 ± 1,1) раз

Фактическое значение t-критерия Стьюдента t = 20,0 превышает табличное значение t = 2,1. Следовательно, различие измеряемого показателя до и после эксперимента достоверно выходит за пределы случайного разброса при уровне надежности 95%.

Анализ представленных результатов показывает положительную динамику функциональных показателей физического состояния студентов в результате применения комплексов лечебной физкультуры.

Заключение

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что комплекс реабилитационных мероприятий оказал положительное влияние на показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса, спины, плеча студентов с

нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Так, в экспериментальной группе из 26 человек физическое состояние, оцениваемое по тестам, достоверно улучшилось у 62% человек с признаками нарушения осанки.

Значимость разработанной методики выражается в улучшении состояния здоровья студентов, восстановлении нарушенных функций.

Литература:

1.                Агаджанян Н.А. Здоровье студентов. –М.: Россия 1997г.

2.                Добровольский В.К. Учебник инструктора по лечебной физической культуре/ учебник для институтов физической культуры. –М.: «Физкультура и спорт», 1974г.

3.                Рипа М.Д., Расулов М.М., Кулькова И.В. Практические и методические основы кинезотерапии: учебное пособие. –М.: ТВТ Дивизион, 2008г.

4.                Попов С.Н. Физическая реабилитация. Учебник для студентов академий и институтов физической культуры. Ростов н/Д: Феникс, 1999 г.

5.                Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре. М.: Медицина,1983г.

Поступило в редакцию: 8.11.2011

Электронный адрес: КаfidovI@ mail.ru