Особенности физической реабилитации студентов с нарушением осанки в условиях вуза
Фотографии:
ˑ:
Особенности физической реабилитации студентов с нарушением осанки в условиях вуза
Кандидат медицинских наук, доцент Кафидов И.Н., кандидат физико-математических наук, доцент Алексеева С.И. Кафедра адаптивной физической культуры Педагогического института физической культуры г. Москва
Ключевые слова: студент, учебно-воспитательный процесс, физическая реабилитация, нарушения осанки, лечебная физическая культура.
Введение. Физическая реабилитация студентов с врожденными или приобретенными заболеваниями является государственной задачей, поскольку именно с ней связано предупреждение и снижение инвалидности взрослых людей.
Физическая реабилитация студентов с патологией опорно-двигательного аппарата (ОДА) представляет систему мероприятий, направленных на предупреждение нарушений функций организма и их восстановление, на эффективное и максимально раннее возвращение студентов к нормальным, равным со здоровыми студентами условиями жизни и учебы в институте.
Организация занятий со студентами нацелена на укрепление здоровья, закаливание организма, повышение его функциональных возможностей и общей работоспособности, улучшение сопротивляемости организма заболеваниям.
Цель исследования: экспериментально обосновать методику занятий АФК со студентами, имеющими нарушения осанки.
Одним из принципов работы в вузе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, является оздоровительная и реабилитационная направленность учебно-воспитательного процесса. Система средств, используемых для коррекции и компенсации отклонений в состоянии здоровья, часто не привлекает студентов, носит характер лечебных процедур, а не увлекательных занятий, обеспечивающих не только лечение, но и физическое развитие, эмоциональное расслабление.
Методика исследования. Одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания студентов, имеющих нарушения осанки, является разработка методики адаптивной физической культуры.
Вышеизложенное обусловливает поиск новых средств и форм обучения и оздоровления, направленных на совершенствование физического воспитания студентов, которые имеют выраженные нарушения осанки.
Результаты исследования и их обсуждение
1. Среднее время удержания ног на вису в положении лежа на животе составляло:
До эксперимента – (53,9 ± 1,4) сек
По окончании эксперимента – (56,8 ± 1,4) сек.
Фактическое значение t-критерия Стьюдента t = 14,8 превышает табличное значение t = 2,1. Следовательно, различие среднего времени удержания ног на вису в положении лежа на животе является достоверным.
2. Среднее время удержания прямых ног в положении лежа на спине составляло:
До эксперимента – (34,6 ± 1,5) сек
По окончании эксперимента – (37,9 ± 1,5) сек.
Фактическое значение t-критерия Стьюдента t = 10,7 превышает табличное значение t = 2,1. Следовательно, среднее время удержания ног в положении лежа на спине достоверно отличается до и после эксперимента.
3. Поднимание туловища в сед из положения лежа на спине составляло:
До эксперимента – (11,9 ± 0,7) раз
По окончании эксперимента – (15 ± 0,8) раз.
Фактическое значение t-критерия Стьюдента t = 17,6 превышает табличное значение t = 2,1. Следовательно, различие измеряемого показателя до и после эксперимента достоверно выходит за пределы случайного разброса при уровне надежности 95%.
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа составляло:
До эксперимента – (15,0 ± 1,2) раз
По окончании эксперимента – (17,5 ± 1,1) раз
Фактическое значение t-критерия Стьюдента t = 20,0 превышает табличное значение t = 2,1. Следовательно, различие измеряемого показателя до и после эксперимента достоверно выходит за пределы случайного разброса при уровне надежности 95%.
Анализ представленных результатов показывает положительную динамику функциональных показателей физического состояния студентов в результате применения комплексов лечебной физкультуры.
Заключение
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что комплекс реабилитационных мероприятий оказал положительное влияние на показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса, спины, плеча студентов с
нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Так, в экспериментальной группе из 26 человек физическое состояние, оцениваемое по тестам, достоверно улучшилось у 62% человек с признаками нарушения осанки.
Значимость разработанной методики выражается в улучшении состояния здоровья студентов, восстановлении нарушенных функций.
Литература:
1. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов. –М.: Россия 1997г.
2. Добровольский В.К. Учебник инструктора по лечебной физической культуре/ учебник для институтов физической культуры. –М.: «Физкультура и спорт», 1974г.
3. Рипа М.Д., Расулов М.М., Кулькова И.В. Практические и методические основы кинезотерапии: учебное пособие. –М.: ТВТ Дивизион, 2008г.
4. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Учебник для студентов академий и институтов физической культуры. Ростов н/Д: Феникс, 1999 г.
5. Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре. М.: Медицина,1983г.
Поступило в редакцию: 8.11.2011
Электронный адрес: КаfidovI@ mail.ru