Разработка технологии формирования мотивационного компонента профессиональной готовности учителя

Фотографии: 

Олег Федорович Жуков, кандидат педагогических наук, доцент

ˑ: 

Разработка технологии формирования мотивационного компонента профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности на основе синергетического подхода

Олег Федорович Жуков, кандидат педагогических наук, доцент

Сергей Вячеславович Данилов, кандидат психологических наук, доцент

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (УИПКПРО), Ульяновск

Ключевые слова. Синергетика, здоровьесберегающая деятельность, профессиональная готовность, мотивация, технология.

«Синергетика» – область научных исследований, целью которых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разру­шения упорядоченных временных и простейших структур в сложных неравновесных системах различной природы (физической, химической, биологической и др.) [19].

Это новое междисциплинарное научное направление о закономерностях сложных самоорганизующихся систем сформировалось в области исследований неравновесных физико-химических процессов [17].

Синергетика дает возможность по-новому взглянуть на сложные объекты, в том числе и на развитие окружающей нас социоприродной среды [14].

Основной постулат теории самоорганизации заключается в том, что только открытые системы, обменивающиеся с окружающей средой веществом, энергией и информацией, могут развиваться и самоорганизовываться. Основными необходимыми условиями процесса самоорганизации являются нелинейность, незамкнутность и неравновесность.

Это привело к такому эффекту, когда синергетика начала оказывать всё большее влияние на разные сферы деятельности и вызывать всё больший интерес.

Концепция синергетического видения мира привлекает сегодня ученых из различных областей знаний: философии, физики, химии, биологии, психологии, в том числе и педагогики. 

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: В 2 кн. Кн.1 / В.И. Андреев. Казань, 1996. - С. 103.

2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 1994. - 246 с.

3. Афанасьева Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников. Методическое пособие / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова / Под ред. Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 73 с. - С. 44-58.

4. Виненко В. Г. Синергетика в школе / В.Г. Виненко // Педагогика, 1997. – № 2. - С. 55-60.

5. Гольдштейн Д. Вавилонская башня в нелинейной динамике: о терминах «синергетика» и «психология». Вып. 1 / Д. Гольдштейн. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. - С. 332

6. Каган, М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории / М.С. Каган // Педагогика культуры, 2005. - № 3,4 . - С. 12-21.

7. Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории / М.С. Каган // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-традиция, 2007. - С. 222.

8. Князева Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии, 1997. - № 3. - С. 62-79

9. Князева Е.Н. Основания синергетики / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – М.: Алетея, 2002. – 414 с.

10. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях  / Н.В. Кузьмина // Методология педагогических исследований. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. – С. 82-117.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

12. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1997. – 704 с. – С. 382

13. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для вузов / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 302 с.

14. Мукушев Б. А. Синергетика в системе образования / Б. А. Мукушев // Образование и наука. - 2008. - № 3. - С. 105-122

15. Мухамеджанова Н.М. Личность в зеркале синергетики: [Электронный ресурс] / Н.М. Мухамеджанова // CREDO NEW. Теорет. журнал. 2004. – Режим доступа: // http://credonew.ru/content/view/408/56/. – Загл. с экрана

16. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С.Д. Поляков. – М: Новая школа, 1996. – 160 с. – С.104-107

17. Пригожин И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стигерс. – М.: Прогресс, 1986. – 85 с.

18. Табарданова Т.Б. Подготовка педагогического коллектива к принятию инноваций и участию в научно-исследовательской и экспериментальной работе: метоидческое пособие / Т.Б. Табарданова. – Ульянвоск: УИПКПРО, 2006. - 48 с. – С.13-16;

19. Физический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1984. – 944 с.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

21. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. – М.: Мир, 1980. – 404 с.

Статья поступила в редакцию 01.11.2011 г.

Информация для связи с автором: Олег Федорович Жуков <ofzhukov@mail.ru>