Потенциал и организация самостоятельной работы студентов вуза в процессе формирования профессиональной компетентности
Фотографии:
ˑ:
Потенциал и организация самостоятельной работы студентов вуза в процессе формирования профессиональной компетентности
К.п.н. доцент кафедры биологии и биотехнологии факультета естественных наук и экологии О.М. Кулеба, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. К.п.н., профессор кафедры физического воспитания В.К. Кузнецов, Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, Москва
Ключевые слова: профессиональная подготовка; самостоятельная работа; компетентность; формирование профессиональных компетенций; профессионально-педагогическая культура.
Современная система образования призвана на всех своих уровнях развивать субъектный потенциал личности, ее высокий интеллект, способность активного преобразования отношений к себе, своей деятельности, к жизни в целом. Все это требует, чтобы профессиональная деятельность педагога высшей школы способствовала максимальному развитию личности студента, становлению ее как субъекта и стратега собственной жизни. Решение этих задач обостряет противоречие между динамичными изменениями в реальной жизни, инновациями и консерватизмом традиционной системы образования.
Возникает проблема методологизации учебного процесса в высшей школе и на всех этапах повышения квалификации ее специалистов. Педагогу с недостаточно развитыми представлениями о методологических основах, о конструктивной организации профессиональной деятельности трудно использовать в преподавании своих дисциплин задачи его перевода с фактологического уровня на теоретический и методологический, развивать общий и профессиональный интеллект обучающихся, их познавательные возможности, развитие наукоемкого мышления.
Литература:
1. Архангельский, С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. / С.И. Архангельский. – М., 1976. – 224 с.
2. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336с.
3. Глобализация и образование. Болонский процесс: Материалы "Круглого стола". – М.: Альфа. – М., 2004. – 362 с.
4. Есипов, Б. П. Основы дидактики. / Под ред. Б. П. Есипова. – М., 1967. – 135 с.
5. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. / В. И. Загвязинский. – 2-е изд., исп. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 192 с.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя. – М.: ИЦ ПКПС, 2004. – 192 с.
7. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. / И. Ф. Исаев. – Белгород.: Изд. БГУ. – 1996. – 218 с.
8. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 1997. – 314 с.
9. Пидкасистый, П. И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее квалификации. / П. И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. – Пермь, 1979. – 187 с.
10. About the quality assurance agency for higher education. L.: Internet, 2004.
Статья поступила в редакцию: 17.11.2011 г.
Информация для связи с автором: kulsvet@mail.ru