Применение математико-статистических методов для обработки результатов исследования иноязычной подготовки студентов

Фотографии: 

Янина Ивановна Глембоцкая ст. преподаватель
Таблица 1

ˑ: 

Применение математико-статистических методов для обработки результатов исследования иноязычной подготовки студентов вуза физической культуры

Янина Ивановна Глембоцкая, ст. преподаватель кафедры лингвистических дисциплин, Московская Государственная Академия Физической Культуры (МГАФК)

Введение: существует мнение, что в любом исследовании столько науки, сколько в нем математики, т.к., именно, математика в значительной степени возбуждает мозговую деятельность, а также имеет прикладное значение, поэтому мы целенаправленно применяем математические методы для анализа результатов исследования. Нами разделяются научные выводы о том, что сущность количественной оценки педагогических явлений заключается в обработке количественных данных педагогического материала, в выявлении преимущества применения того или иного метода (нововведения), и полученные при этом результаты могут объективно подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. При этом мы убеждены, что не математика, а философия, социология, психология и педагогика способны дать качественный анализ педагогического процесса (в нашем случае, иноязычного обучения) и разобраться в вопросах бытия, природы, социологических условий и психических качеств того студента, который не только может, но, самое главное, желает изучать иностранный язык. Эти науки должны показать, что мотивирует студента неязыкового вуза на “подвиг” иноязычного обучения и как “раскрутить” этот механизм. Иначе, многие самые передовые педагогические инновации останутся непознанными большинством студентов (что, в основном, и происходит в жизни), а научная гипотеза, которая является научно-обоснованным предположением о возможной эффективности экспериментально проверяемого нововведения, не получит своего реального подтверждения. Мы подчеркиваем, что эффективность процесса обучения зависит от всех факторов, однако осознание того, что эффективность обучения зависит от собственных усилий студента, является основным фактором. При этом мы убеждены, что выводы, вытекающие только из количественного (математического) анализа экспериментальных или массовых данных, которыми, по сути, является педагогический материал, выявляют только преимущество применения того или иного метода (нововведения), либо выявляют тенденцию научного предположения. В результате развития современной физики и математики создается представление о том, что всякое явление должно иметь математическую модель. При этом гуманитарные науки, наполненные сложными явлениями, труднее поддаются формализации. Следовательно, вербальный способ построения исследования может явиться точнее формально – логического. Лингвистика пока не решила вопрос применения универсального способа для оценки эффективности исследования, а посему мы применяем ставший привычным язык средних, стандартных отклонений, статистически значимых различий. В любом случае математика систематизирует мышление и позволяет выявить даже не совсем очевидные закономерности. Считаем, что принцип реальности позволяет почувствовать различные подробности в использовании статистических методов и интерпретации полученных результатов.

Методика: научной лингвистической практике среди математических методов известны два метода приближенной количественной оценки педагогического процесса: регистрация и ранжирование. Суть метода регистрации в нашем случае заключается в присвоении определенных чисел студентам, которые различаются по интересующему нас признаку (успеваемости). Каждому случаю проявления «положительной» (оценки: 3, 4, 5 баллов) успеваемости приписывается «1», «отрицательной» - «0» (1, 2.балла). Затем каждому студенту произвольно присваивается порядковое число, обозначающее его место в данном ряду. Это число называют рангом.

Выводы: совершенствование иноязычной подготовки студентов вуза физической культуры на занятиях по английскому языку осуществлялось нами путем создания и использования большого разнообразия форм организации и проведения учебного процесса на основе применения известных или модернизированных педагогических технологий и внедренной комплексной модели педагогического процесса иноязычного обучения студентов. Иными словами, для формирования профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций спортсменов и спортивных переводчиков нами предлагается система педагогических методик, приемов, подходов и условий, т.е. создается база (основа) комплексной модели организации целостного педагогического процесса.

Проведенный математико-статистический анализ итогов исследования на основе подготовленных спецкурсов «Зимние Олимпийские игры и Зимние виды спорта» и «Спорт в англо - говорящих странах» позволил нам экспериментально проверить эффективность создания и применения современных модернизированных нами педагогических технологий для формирования профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов вуза физической культуры.

Нами были выявлены закономерности повышения успеваемости по английскому языку в экспериментально проверенных дифференцированных учебных группах (гомогенной, подвижной, успешной) путем применения разно уровневых методик комплексной модели и дальнейшего перевода их в учебную группу с более высоким уровнем иноязычной подготовки в целях возможного продолжения обучения по программе подготовки переводчиков.

Все перечисленное выше наглядно демонстрируют подтверждение выдвинутой гипотезы об эффективности применения методических нововведений в практику иноязычного обучения в вузе физической культуры.

Литература:

1.                 Глембоцкая, Я. И. «Зимние Олимпийские Игры и зимние виды спорта». Учебно – методическое пособие.  / Я. И. Глембоцкая // МГАФК. -  2008. -  С. 78

2.                 Глембоцкая, Я. И. «Спорт в англо – говорящих странах». Учебно – методическое пособие. / Я. И. Глембоцкая // МГАФК. - 2008. - С. 103

3.                 Граничина, О. А. Статистические методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие. [Электронный ресурс] /Граничина, О. А.// - Режим доступа: http://www.math.spbu.ru/user/gran/olg htm. - Дата обращения: 15.10.2008

4.                 Коренберг, В. Б. Лекции по метрологии. Основы математической статистики./В.Б. Коренберг// Малаховка: МГАФК. - 2000. – С. 78

5.                 Иванов, В.С. Основы математической статистики / Учебное пособие./под общей ред. В.С. Иванова //  Москва. - «Физкультура и спорт».-  1990. – С. 176

Поступила в редакцию 28.11.11 г.

Информация для связи alena.fitness@mail.ru