Системная детерминация стилевых особенностей педагогической деятельности учителя физической культуры
Фотографии:
ˑ:
Системная детерминация стилевых особенностей педагогической деятельности учителя физической культуры
Доктор педагогических наук В.В. Маркелов. Старший преподаватель А.Е. Зубков
Пермский государственный педагогический университет, Пермь
Ключевые слова: индивидуальный стиль, педагогическая деятельность, структура, адаптация, компенсация, детерминация, индивидуальность, интеграция.
Важной предпосылкой готовности учителя к реализации личностно-развивающего подхода является овладение системой эффективных индивидуально своеобразных приемов и способов работы, обусловливающих оригинальный подход к решению задач, неповторимую манеру и динамику педагогической деятельности. Как показано исследованиями В.С. Мерлина [5], Е.А. Климова, [2], А.А. Коротаева и Т.С. Тамбовцевой [3] и др., выработка индивидуального стиля деятельности (ИСД) основывается на использовании психологических механизмов адаптации, компенсации и системообразования, что обеспечивает наиболее полную реализацию способностей педагога. Наше исследование направлено на исследование структуры стиля деятельности учителя физической культуры как целостного образования, детерминированного системой разноуровневых свойств индивидуальности – нейродинамических, психодинамических. когнитивных и личностных.
Цель настоящего экспериментального исследования, проведённого в 2009-2011 гг. - выявление связи разнородных стилевых характеристик педагогической деятельности с системой разноуровнеых свойств индивидуальности, со стажем работы и с уровнем педагогического мастерства учителей физической культуры.
Методы и организация исследования. В качестве методологической основы исследования нами избрана концепция интегральной индивидуальности, предложенная В.С. Мерлиным [5] и развитая его последователями Б.А. Вяткиным и М.Р. Щукиным [1]. Экспериментальную выборку составили 85 учителей физического культуры городских школ Пермского края. С целью изучения нейро и психодинамических особенностей педагогов нами использовались опросники А.И. Щебетенко, для исследования личностных свойств – опросники Р. Кеттелла, С.Р. Пантелеева - В.В. Столина и Дж. Роттера, для исследования креативности – опросник К Девиса. Для выявления стилевых характеристик педагогической деятельности использовались методики О.И. Моткова, А.К. Марковой [4], Ю.С. Шведчиковой [6] и К. Томаса. Полученный нами эмпирический материал был обработан методами корреляционного и факторного анализа.
Заключение. В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. СПД учителей физической культуры представляет собой многокомпонентное образование, характеризующееся специфическими особенностями деятельности и детерминированное системой нейродинамических, психодинамических, когнитивных и личностных свойств интегральной индивидуальности; Проявление стилевых особенностей деятельности учителей физической культуры связано со специфическими симптомокомплексами индивидуальных свойств;
2. Экспериментально выявлены такие разновидности СПД учителей, как «бескомпромиссный», «методичный оценивающий», «мягкий», «позитивный одобряющий», и «уступающий», сопряженные с разными сочетаниями свойств индивидуальности учителей;
3. Отличительной особенностью СПД педагогов-мастеров является обусловленность их стилей деятельности преобладанием таких свойств индивидуальности как уравновешенность, активность, психический темп и уверенность в себе. Нами выделены следующие стили педагогической деятельности: «креативного сотрудничества», «оценивающий» и конструктивный деловой», детерминированные системами разноуровневых свойств индивидуальности.
4. Стаж работы в школе сопряжен со склонностью учителей к применению творческих и импровизационных методов образовательной деятельности.
Литература
1. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек–стиль–социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь: ПГПУ, 2007. 108 с.
2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969 – 378 с.
3. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. Вопросы психологии. 1990. №2. - С.62 - 69.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.:Педагогика, 1986. – 256 с.
6. Шведчикова Ю.С. Особенности функциональных взаимоотношений профессиональных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности учителя /Материалы Всероссийской научной конференции «Активность – индивидуальность – субъект». Пермь, ПГПУ. 2008. - С. 130-132.
Поступила в редакцию 21.11.2011 г.
Информация для связи: Tanya Polyakova [tap29@mail.ru]