Нравственно-волевое воспитание подростков в процессе занятий каратэ в школьном спортивном клубе

Фотографии: 

Аспирантка Т.И. Чедова
Схема 1. Методический комплекс педагогических условий формирования  Нравственно-волевых качеств личности подростка
Уровень сформированности нравственно-волевых качеств личности подростков на начальном и заключительном этапе их исследования

ˑ: 

Нравственно-волевое воспитание подростков в процессе занятий каратэ в школьном спортивном клубе

Аспирантка Т.И. Чедова. Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: подростковый возраст, нравственное и волевое воспитание, тренировочный процесс, спортивный клуб.

Нравственно-волевое воспитание подростков в процессе занятий каратэ в школьном спортивном клубе

Введение. Задача воспитания нравственно-волевых качест ((НВК) личности юного поколения актуальна во все времена. На формирование личности оказывает влияние не только воспитательно-педагогический процесс, но и социально-экономическая ситуация в стране. И.П. Подласый подчеркивает, что «… задачи воспитания множатся, потому что усложняется человеческая жизнь. Но ни одну конкретную задачу воспитания мы не сможем решить, пока не будет решена общая задача – повышение духовности»[5, c. 410].  С уходом старой социально-политической системы изменились нравственные ценности. Наиболее оптимальные условия для поиска новых методов воспитания такой деятельности складываются в рамках общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности. Одним из видов таких организаций может стать школьный спортивный клуб [2, с. 73]. Однако на теоретическом и практическом уровне вопросы психолого-педагогической поддержки подростков, начинающих заниматься спортом, в частности в школьных спортивных клубах, мало изучены.

Методы и организация исследования:  теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов; моделирование; анкетирование; тестирование; метод компетентной оценки; педагогический эксперимент; наблюдение; беседы с учащимися, родителями, учителями и тренерами; изучение продуктов педагогической деятельности; метод математической статистики; спортивный тренинг и др.

Выводы

1. Раскрыты теоретико-методологические предпосылки нравственного и волевого воспитания личности подростка, основу которого составили работы Л.В. Павлова [4, с. 18], Э. Майнберга [3, с. 317], Т.Н. Березина [1].

2. Разработан и обоснован методический комплекс нравственно-волевого воспитания (средства, методы и организация проведения занятий) подростков в процессе занятий каратэ в школьных спортивных клубах, которым могут руководствоваться тренеры-преподаватели по видам спорта, учителя физической культуры, педагоги по прикладным видам спорта.

3. Экспериментально проверена эффективность применения разработанного методического комплекса на основе результатов мониторинга нравственно-волевого развития занимающихся, одной из составляющих которого является изучение уровня сформированности нравственно-волевых качеств личности подростков на начальном и заключительном этапе их исследования. Целенаправленное использование комплекса педагогических условий позволило значительно (в среднем на 40 %) повысить уровень сформированности нравственно-волевых качеств личности занимающихся в секции каратэ спортивного клуба «Гепард».

Литература

1. Березина Т.Н. Психологические проблемы физической культуры / Т.Н. Березина // Программа и метод. пособие. – М.: ИГА, 1998.

2.     Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева. – М.: Науч.-изд. центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. – С. 73.

3.     Майнберга Э. Основные проблемы педагогики спорта / Э. Майнберга. – М.: Аспект- Пресс, 1995. С. 317.

4.     Павлова Л.В. Педагогические приемы организации личностно- ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Павлова. – Магнитогорск, 1998. С. 18.

5.     Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

Информация для связи с автором: тел.: 8922 24 00 586, e-mail- tania.chedova @ yandex.ru

Поступила в редакцию 28.09.2011 г.