Содержание и нормативные основания мониторинга состояния физического здоровья учащихся специальной медицинской группы

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Семенов
Таблица 1. Соматометрические и физиометрические показатели состояния физическо-го здоровья, рекомендуемые для использования при проведении мониторинга учащихся СМГ

ˑ: 

Содержание и нормативные основания мониторинга состояния физического здоровья учащихся специальной медицинской группы

Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Семенов. Кандидаты педагогических наук, доценты В.В. Власов, Т.К. Хозяинова-Цегельник. Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Ключевые слова: учащиеся специальной медицинской группы, физическое здоровье, мониторинг, физическая подготовленность, соматометрические и физиометрические показатели, содержание мониторинга, нормативные основания.

Введение. Как известно, в 2001 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья, физического развития детей, подростков и молодежи» [5]. Основное предназначение проведения мониторинга – это наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния физического здоровья населения с последующим принятием мер по улучшению постановки физического воспитания.

Цель исследования заключается в обосновании содержания и нормативных оснований для оценки физического здоровья при проведении мониторинга у учащихся, отнесенных к СМГ.

Методы исследования. В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Использование таких теоретических методов, как анализ, синтез, обобщение, позволило изучить имеющиеся в настоящее время подходы к оценке физического состояния учащихся и обосновать содержание и нормативы мониторинга физического здоровья учащихся СМГ.

Эмпирические методы оценки различных показателей физического здоровья (длина и масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия, жизненная емкость легких, ЧСС, гибкость, выносливость) использовались при проведении опытно-экспериментальной проверки возможностей проведения мониторинга с предлагаемым комплексом методик и оценочных нормативов.

Выводы. В настоящее время выделенные показатели и оценочные нормативы легли в основу разработанной компьютерной программы, предназначенной для обработки данных мониторинговых обследований и создания базы данных о состоянии физического здоровья учащихся СМГ.

В результате проведения опытно-экспериментальной проверки в ряде школ Свердловской области было выяснено, что проведение мониторинга с предлагаемым набором показателей и оценочных нормативов оказывает стимулирующее влияние и позволяет существенно улучшить состояние физического здоровья учащихся СМГ.

Литература

1.          Апанасенко Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г.Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. – 2004.– № 2. – С. 55–58.

2.          Изаак С.И., Кабачков В.А., Тяпин А.Н. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи / С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин // Опыт работы в субъектах Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. науч. тр. – М.: Госкомспорт РФ, Всерос. НИИ физической культуры, 2002. – С. 10–37.

3.          Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов // Программы общеобразовательных учреждений для учащихся I-XI классов. – М: Просвещение, 1996. – С. 106–204.

4.          Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

5.          Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» от 29.12.2001 г. № 916 // Рос. газета. 2002, 12 янв.

6.          Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы / Л.А. Семенов – М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.

7.          Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержд. распоряжением правительства РФ от 7 августа 2009 г., № 1101-р).

8.          Хозяинова Т.К. Оценка физического развития у школьников специальной медицинской группы / Т.К. Хозяинова // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Рос. гос. проф.-пед. университет. – Екатеринбург, 2004. – С. 18–21.

9.          Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Рос. педагог. агентство, 1997. – 313 с.

Информация для связи с автором: rafis55@mail.ru

Поступила в редакцию 02.11.2011 г.