Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук Парфенова Л.А.
Рис. 1. Педагогическая модель физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы
Рис. 2. Распределение программного материала по разделам на учебный год, ч
 Рис. 3. Изменение данных физического развития и функционального состояния организма участников эксперимента, %
Рис. 4. Прирост показателей физической подготовленности у мальчиков и девочек контрольной и экспериментальной групп, %. Примечание: 1 – бег 30 м, 2 – 6-минутный бег, 3 – прыжок в длину с места, 4 – тест «падающая линейка», 5 – бег к пронумерованным мячам
Рис. 5. Соотношение уровня знаний учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента (количество баллов, max = 100)
Заболеваемость учащихся контрольной и экспериментальной групп  в течение педагогического эксперимента, М±m

ˑ: 

Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы

Кандидат педагогических наук Парфенова Л.А. Ульяновский государственный университет, Ульяновск

Ключевые слова: специальная медицинская группа, оптимизация физического воспитания, интеграция интеллектуального и двигательного компонентов.

Коренные преобразования, происходящие во всех отраслях российского общества, существенно отразились на физическом здоровье детей и подростков, состояние которого продолжает динамично ухудшаться. Об этом свидетельствует прогрессирующий рост заболеваемости детского населения страны и снижение числа здоровых детей за период обучения в школе в несколько раз. По различным статистическим и научным данным [7, 8, 10], в целом по России 70-80 % детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, среди дошкольников, поступающих в первый класс, практически здоровых – 10-12 %, а к выпускному классу их численность сокращается наполовину.

Организация и методика исследования. Исследование проходило в три этапа с 2003 по 2009 г.  На первом этапе (сентябрь 2003 г. – август 2007 г.) проводились анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов; изучались  опыт и состояние проблемы физического воспитания  младших школьников СМГ г. Ульяновска; формулировались предмет, объект, цель, задачи, гипотеза исследования. Определена последовательность организационно-педагогических аспектов работы учителя по физическому воспитанию учащихся начальных классов СМГ. Разработаны анкеты, индивидуальная карта и дневник самоконтроля для школьников СМГ. По результатам предварительных исследований была разработана экспериментальная программа по физической культуре для учащихся начальных классов СМГ, а также планирование учебно-воспитательной и коррекционно-оздоровительной работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста СМГ. В ряде школ (МОУ №№ 14, 42, 65, 74, 79, гимназия № 1, гимназия № 44, гимназия № 59) проведен предварительный эксперимент, были получены положительные результаты, внесены коррективы в содержание программного материала и тематического планирования.

Заключение. Эффективность предложенной педагогической модели ФВ младших школьников СМГ обусловлена совокупностью организационно-педагогических условий и требований, призванных обеспечить ожидаемый положительный результат при ее реализации; новым подходом к использованию средств и методов физического воспитания; рациональным сочетанием традиционных и активных форм занятий; установлением взаимодействия учителя физической культуры с родителями учащихся; увеличением количества занятий физическими упражнениями до оптимального; направленным формированием интеллектуальных и двигательно-координационных качеств.

 Предложенная модель организации учебного процесса по физической культуре со школьниками начальных классов СМГ показала свою целесообразность и результативность; ее применение позволяет значительно улучшить качество физического воспитания младших школьников.

Содержательными предпосылками такого заключения являются прежде всего положительная динамика отношения учащихся ЭГ к учебной и самостоятельной двигательной активности, возросший уровень  теоретической информированности и мотивационно-ценностных ориентаций в области физкультурно-оздоровительной деятельности и, наконец, значительное повышение данных физической подготовленности и состояния здоровья, которые по большинству  параметров существенно превысили аналогичные показатели школьников КГ.

Литература

1.      Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2006. – 112 с.

2.      Безбородкин П.В. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук / П.В. Безбородкин. – СПб., 2000. – 24 с.

3.      Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / Т.Е. Виленская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.

4.      Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 174 с.

5.       Лукьяненко В.П. Современные состояния  и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2005. – 314 с.

6.       Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 258 с.

7.      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие оздоровительные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

8.  Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева; под общ. ред. В.И. Столярова. – М.: Теория и практика физической культуры, 2009. – 320 с.

9.       Стрельченко В.Ф. Интеграция процесса формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся / В.Ф. Стрельченко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 3. – С. 71–72.

10.   Тимошина, И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях: автореф. дис. … докт. пед. наук / И.Н. Тимошина. – СПб., 2008. – 44 с.

11.   Физическая культура 1-11 классов: программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.

12.    Янчик Е.М. Программно-методическое обеспечение оздоровительных занятий в специальных медицинских группах школьниц 10-14 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.М. Янчик. – Тюмень, 2002. – 26 с.

13.  Яруллин Р.Х. Педагогические детерминанты эффективности образования школьников по физической культуре: монография / Р.Х. Яруллин. – Казань: Дом печати, 2003. – 167 с.

Информация для связи с автором: e-mail: laraparf@mail.ru; тел. 89278039198

Поступила в редакцию 24.10.2011 г.