Повышение двигательной активности у детей с ДЦП в условиях специализированных учреждений с применением «Тренажера Гросса»
Фотографии:
ˑ:
Повышение двигательной активности у детей с ДЦП в условиях специализированных учреждений с применением «Тренажера Гросса»
А. Е. Максимов. Государственное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», Москва
Ключевые слова: специализированные учреждения, ДЦП, двигательная активность, развитие, коррекция, методика, «тренажер Гросса».
Введение. Любой контакт человека с окружающей средой, любое взаимодействие связаны с движением. Взгляд, жест, улыбка, речь, ходьба и бег – все это движения. Даже стоять на месте, поддерживая определенную позу, – значит совершать движения.
Не секрет, что дети с детским церебральным параличом (ДЦП) испытывают хронический недостаток движения. Двигательные нарушения возникают вследствие травмы или недоразвития структур головного мозга. В связи с нарушением мозговой деятельности в процессе развития происходит усугубление двигательной деятельности приводящей к сложным патологическим изменениям в опорно двигательном аппарате. Второй фактор, усугубляющий двигательную активность в процессе развития ребенка – это мышечная акинезия, которая связана с ограниченными возможностями ребенка и неэффективностью методик, применяемых в реабилитационном процессе. В силу этого ребенок в начале своего развития не получает необходимой двигательной активности в вертикальном положении тела в пространстве, что является фактором, лимитирующим естественное развитие вестибулярного аппарата, костно-мышечной системы и в дальнейшем не формирует двигательных возможностей ребенка с поражением опорно-двигательного аппарата.
Методы и организация исследования. Большинство занятий АФК имеют стандартную структуру проведения и подразумевают довольно ограниченный набор упражнений пассивной или пассивно-активной гимнастики, в основном лежа или сидя. Активные упражнения в вертикальном положении не применяются вообще. Педагоги по АФК забывают, что большую часть времени ребенок проводит в сидячем положении и испытывает недостаток в движении, что негативно отражается на его состоянии. Поэтому для улучшения функционального и физического состояния учащихся необходимо применять такое оборудование, которое давало бы результат даже при минимальном количестве уроков в неделю.
Выводы. Таким образом, предложенная комплексная методика по повышению двигательной активности с применением «тренажера Гросса» показала свою эффективность в работе с детьми с диагнозом ДЦП в условиях специализированного коррекционного учреждения. Эксперимент показал, что данная методика позволяет выполнять упражнения в вертикальном положении тела, способствует развитию резервных возможностей организма, что значительно ускоряет процесс реабилитации на занятиях АФК.
Использованная литература
1. Гросс Н.А. Тренажер Гросса. Движение ради жизни / Н.А. Гросс // Жизнь с ДЦП проблемы и решения. – 2009. – № 3. – С. 33–36.
2. Гхаеини Саеид. Физическая подготовка детей с диагнозом ДЦП с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса»: дис. канд. пед. наук / Саеид Гхаеини. – М., 2006. – 149 с.
3. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата /Под общ. ред. Н.А. Гросса. – М.: Советский спорт, 2005. – 235 с.
4. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – М., 1952. – Т. 1. – С. 91.
5. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом / К.А. Семенова. – М.: Закон и порядок, серия «Великая Россия. Наследие», 2007. – 616 с.
Информация для связи с автором: Kolomna4@bk.ru; тел 8(926)375-48-18
Поступила в редакцию 05.10.2011 г.