Влияние атлетической гимнастики на процесс психологической адаптации студентов к обучению в вузе

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Ю. Давыдов
Уровень развития психолого-педагогических качеств студен-тов технического вуза
Экспертная оценка уровня развития некоторых психологических  качеств студентов, баллы: 1 – эмоциональная устойчивость; 2 – дисциплинированность;  3 – трудолюбие; 4 – волевые усилия.

ˑ: 

Влияние атлетической гимнастики на процесс психологической адаптации студентов к обучению в вузе

Кандидат педагогических наук, доцент О.Ю. Давыдов. Преподаватель-тренер В.В. Зарко. Уральский федеральный университет , Челябинск

Ключевые слова: психологические свойства личности студентов, психологические качества, экспертная оценка.

Введение. Известно, что выполнение физического упражнения оказывает воздействие не столько на орган или изолированную мышцу, сколько на организм в целом. Это обстоятельство определяет возможности применения физических упражнений для формирования не только биологических компонентов, обусловливающих состояние человека. В частности, важно использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно систематическое выполнение физических упражнений ста­вит студента в условия, которые фор­мируют его психологическую устойчивость к негативным воздействиям. Только наличие сильной воли, умение сохранять са­мообладание могут позволить управлять  своим психологичес­ким состоянием (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 1988; Г.Л. Апанасенко, 1992; О.С. Васильева, Е.В. Журавлева, 1999; А.С. Вульфович, 2002 и др.).

Цель исследования. Выявить влиянин занятий атлетической гимнастикой на процесс психологической адаптации студентов 1-4-го курсов к учебному процессу в техническом вузе.

Методика и организация  исследования. Цель исследования ДОСтигалась на основе лонгитудинальных психолого-педагогических исследований одних и тех же студентов 1-4-го курсов, а в некоторых случаях – занимающихся атлетической гимнастикой (экспериментальная группа – ЭГ – 15 студентов-юношей и 15 девушек) и общей физической подготовкой ОФП (контрольная группа – КГ – 15 студентов-юношей и 15 девушек). Уровень психологического состояния студентов оценивали на основе экспертной оценки группой преподавателей (в количестве 5 человек) Института физической культуры, социального сервиса и туризма Уральского федерального университета. Экспертная оценка каждого студента, участвовавшего в эксперименте, осуществлялась не менее трех раз в семестр и определялась исходя из 10 баллов. Учитывался средний показатель всех экспертов.

Заключение. Студенческий период является самым благоприятным для формирования психофизического оптимума человека, когда ре­зультативность воздействия физических упражнений на организм оказывает­ся весьма высокой. Вот почему атлетическая гимнастика становится важнейшим средством не только укрепления здоровья, но и формирования  необходимых психологических качеств для эффективного учебного труда студента. Учебный процесс в вузе в значительной мере отличается от такового в школе. В вузе нет повседневного контроля за выполнением зада­ний. Студенты имеют большую свободу в ведении самостоятельной работы, что создает определенные сложности при адаптации к учебно-трудовой дея­тельности. Кроме того, основными причинами, вызывающими трудности при переходе на вузовские формы обучения у студентов1-го курса, являются: переход на лекционные формы обучения и необходимость конспектирования лекций; сложность практических и лабораторных занятий; работа с литерату­рой; большой объем научной информации и отсутствие навыка его обработки, скорости чтения и конспектирования, систематизации материала, определе­ния главного и второстепенного, схематичности изложения и т. д.

В наших исследованиях было установлено, что у студентов 1-го курса ЭГ (группа атлетической гимнастики) показатели эмо­циональной устойчивости и дисциплинированности были выше, чем у их со­курсников из КГ (группа ОФП), на 1,8 балла, трудолюбия – на 1,1 балла (13,6%) и степени проявления волевых усилий – на 1,7 балла (30,3%). А в целом было сделано заключение, что занятия атлетической гимнастикой в ЭГоказы­вают более выраженное положительное влияние на процесс совершенствования психологических качеств по сравнению с сокурсниками из группы ОФП. Особенно большой разрыв между ними был зафиксирован на 4-м курсе в отношении таких показателей, как дисциплинированность (на 48,1%) и проявление волевых качеств (на 40,3%).

Литература

1. Акчурин Б.Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы
и формирование здоровья студентов: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Б.Г. Акчурин. – Уфа, 1996. – 21 с.

2. Алешина Л.Н. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Алешина. – Волгоград, 1998. – 20 с

3. Апанасенко Г.Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физ. культуры. – 1988. – № 4. – С. 29–31.

4. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека / Г.Л. Апанасенко. – СПб.: МГП «Петрополис», 1992. – 123 с.

5. Байер К. Здоровый образ жизни: пер. с англ. / К. Байер, Л. Шейнберг. – М.: Мир, 1997. – 368 с.

6. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России на период 2006–2012 гг.) / В.К. Бальсевич  // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –  2006. – № 5. – С. 2–6.

7. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

8. Бароненко В.А. Здоровый образ жизни и умственная работоспособность студента: методические рекомендации для студентов и кураторов академических групп / В.А. Бароненко, А.В. Чудиновский. – Екатеринбург, 2003. – 20 с.

9. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 1. – C. 50–56.

10. Бородихин В.А. Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп: автореф. дис. ...  канд. пед. наук / В.А. Бородихин. – Л., 1977. – 19 c.

11. Бравая Д.Ю. Физиологический анализ разных методов и режимов тренировки мышечной силы: автореф. дис. … канд. биол. наук / Д.Ю. Бравая. – М., 1996. – 27 с.

12. Васильева О.С. Здоровый об­раз жизни – стереотипные представления и реальная ситуация / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья. – 1999. – № 2. – С. 23–31.

13. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза  / М.Я. Виленский // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – C. 27–32.

14. Винокуров Ю.И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции двигательной моторики: дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Винокуров. – Коломна, 2004. – 179 с.

15. Вишневский А.М. За массовый студенческий спорт / А.М. Вишневский. – М.: Советская Россия, 1989. – 32 c.

16. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи / Б.А. Воскресенский. – М., 1987. – С. 39.

17. Вульфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоро­вый образ жизни (на материале образовательного про­цесса в лицее педагогического профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Вульфович. – Волгоград, 2002. – 24  с.

18. Гозунова Л.Н. Система ценностных ориентиров в структуре здоровья личности / Л.Н. Гозунова // Интегральный под­ход к формированию здоровья человека. – Новоси­бирск, 2000. – С. 11–18.

19. Давыдов О.Ю. Физическое воспитания студентов подготовительного отделения технического вуза с использованием статико-динамических упражнений: автореф. дис. … канд пед. наук / О.Ю. Давыдов. – Краснодар, 2006. – 25 с.

20. Дворкин Л.С. Влияние занятий тяжелой атлетикой на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков / Л.С. Дворкин // Труды НИИ проблем физ. культуры и спорта КубГАФК, 2000. – Т. 3. – С. 147–151.

21. Дворкин Л.С. Возрастные особенности развития силы у юных атлетов / Л.С. Дворкин // Труды НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК, 2000. – Т. 3. – С. 32–36.

22. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: дис. … докт. пед. наук / Л.С. Дворкин. – М., 1991. – 453 с.

23.  Евсеев Ю.И. Физическое воспитание студентов полевых специальностей: формирование учебно-воспитательного процесса: монография / Ю.И. Евсеев. – Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2005. – 223 с.

24.  Зайцев В.П. Формирование оздоровительной культуры студентов в специальном учебном отделении / В.П. Зайцев, С.И. Крамской. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2003. – 223 с.

25. Корнеев Р.А. Организация атлетической подготовки квалифицированных баскетболистов на этапах макроцикла: дис. ... канд. пед. наук / Р.А. Корнеев. – Малаховка, 2004. – 130 с.

26.  Новаковский С.В. Теория и методология базовой силовой подготовки детей и подростков: дис. … докт. пед. наук / С.В. Новаковский. – Майкоп, 2002. – 382 с.

27. Осьминин В.М. Формирование физической культуры личности у курсантов военных вузов с использованием атлетических видов спорта: дис. ... канд. пед. наук / В.М. Осьминин. – Хабаровск, 2005. – 195 с.

28.  Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов в гуманистически ориентированном вузе: монография / Н.А. Рыбачук. – Краснодар: КубГУ, 2002. – 230 с.

29. Рябов А.Ю. Влияние психорегулирующей тренировки на развитие ценностных ориентаций студентов в процессе занятий атлетической гимнастикой: дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Рябов. - Челябинск, 1998. – 165 с.

30. Соловьев Г.М. Перспективы развития системы образования в сфере физической культуры в контексте технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса / Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: сб. науч. тр. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. (21-22 апреля 2005 года); под ред. Г.М. Соловьева и др. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – С. 15–24.

31. Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дис. ... докт. пед. наук / Г.М. Соловьев. – Ставрополь, 1999. – 388 с.

32.  Соловьев Г.М. Физическая культура в образовательном процессе вуза / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – 222 с.

33. Филатов О.М. Роль индиви­дуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов / О.М. Филатов, А.Г. Щедрина // Гигиена и санитария. – 1996. – № 6. – С. 29–32.

34. Чермит К.Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования) / К.Д. Чермит // Образование города на пути к XXI веку. – Майкоп, 2000. – С. 272–277.

35. Чермит К.Д. теория и методика физического воспитания: опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.

Информация для связи с автором: porotnikova@mail.ru

Поступила в редакцию 24.10.2011 г.