Влияние атлетической гимнастики на процесс психологической адаптации студентов к обучению в вузе
Фотографии:
ˑ:
Влияние атлетической гимнастики на процесс психологической адаптации студентов к обучению в вузе
Кандидат педагогических наук, доцент О.Ю. Давыдов. Преподаватель-тренер В.В. Зарко. Уральский федеральный университет , Челябинск
Ключевые слова: психологические свойства личности студентов, психологические качества, экспертная оценка.
Введение. Известно, что выполнение физического упражнения оказывает воздействие не столько на орган или изолированную мышцу, сколько на организм в целом. Это обстоятельство определяет возможности применения физических упражнений для формирования не только биологических компонентов, обусловливающих состояние человека. В частности, важно использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно систематическое выполнение физических упражнений ставит студента в условия, которые формируют его психологическую устойчивость к негативным воздействиям. Только наличие сильной воли, умение сохранять самообладание могут позволить управлять своим психологическим состоянием (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 1988; Г.Л. Апанасенко, 1992; О.С. Васильева, Е.В. Журавлева, 1999; А.С. Вульфович, 2002 и др.).
Цель исследования. Выявить влиянин занятий атлетической гимнастикой на процесс психологической адаптации студентов 1-4-го курсов к учебному процессу в техническом вузе.
Методика и организация исследования. Цель исследования ДОСтигалась на основе лонгитудинальных психолого-педагогических исследований одних и тех же студентов 1-4-го курсов, а в некоторых случаях – занимающихся атлетической гимнастикой (экспериментальная группа – ЭГ – 15 студентов-юношей и 15 девушек) и общей физической подготовкой ОФП (контрольная группа – КГ – 15 студентов-юношей и 15 девушек). Уровень психологического состояния студентов оценивали на основе экспертной оценки группой преподавателей (в количестве 5 человек) Института физической культуры, социального сервиса и туризма Уральского федерального университета. Экспертная оценка каждого студента, участвовавшего в эксперименте, осуществлялась не менее трех раз в семестр и определялась исходя из 10 баллов. Учитывался средний показатель всех экспертов.
Заключение. Студенческий период является самым благоприятным для формирования психофизического оптимума человека, когда результативность воздействия физических упражнений на организм оказывается весьма высокой. Вот почему атлетическая гимнастика становится важнейшим средством не только укрепления здоровья, но и формирования необходимых психологических качеств для эффективного учебного труда студента. Учебный процесс в вузе в значительной мере отличается от такового в школе. В вузе нет повседневного контроля за выполнением заданий. Студенты имеют большую свободу в ведении самостоятельной работы, что создает определенные сложности при адаптации к учебно-трудовой деятельности. Кроме того, основными причинами, вызывающими трудности при переходе на вузовские формы обучения у студентов1-го курса, являются: переход на лекционные формы обучения и необходимость конспектирования лекций; сложность практических и лабораторных занятий; работа с литературой; большой объем научной информации и отсутствие навыка его обработки, скорости чтения и конспектирования, систематизации материала, определения главного и второстепенного, схематичности изложения и т. д.
В наших исследованиях было установлено, что у студентов 1-го курса ЭГ (группа атлетической гимнастики) показатели эмоциональной устойчивости и дисциплинированности были выше, чем у их сокурсников из КГ (группа ОФП), на 1,8 балла, трудолюбия – на 1,1 балла (13,6%) и степени проявления волевых усилий – на 1,7 балла (30,3%). А в целом было сделано заключение, что занятия атлетической гимнастикой в ЭГоказывают более выраженное положительное влияние на процесс совершенствования психологических качеств по сравнению с сокурсниками из группы ОФП. Особенно большой разрыв между ними был зафиксирован на 4-м курсе в отношении таких показателей, как дисциплинированность (на 48,1%) и проявление волевых качеств (на 40,3%).
Литература
1. Акчурин Б.Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы
и формирование здоровья студентов: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Б.Г. Акчурин. – Уфа, 1996. – 21 с.
2. Алешина Л.Н. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Алешина. – Волгоград, 1998. – 20 с
3. Апанасенко Г.Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физ. культуры. – 1988. – № 4. – С. 29–31.
4. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека / Г.Л. Апанасенко. – СПб.: МГП «Петрополис», 1992. – 123 с.
5. Байер К. Здоровый образ жизни: пер. с англ. / К. Байер, Л. Шейнберг. – М.: Мир, 1997. – 368 с.
6. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России на период 2006–2012 гг.) / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – С. 2–6.
7. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
8. Бароненко В.А. Здоровый образ жизни и умственная работоспособность студента: методические рекомендации для студентов и кураторов академических групп / В.А. Бароненко, А.В. Чудиновский. – Екатеринбург, 2003. – 20 с.
9. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 1. – C. 50–56.
10. Бородихин В.А. Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Бородихин. – Л., 1977. – 19 c.
11. Бравая Д.Ю. Физиологический анализ разных методов и режимов тренировки мышечной силы: автореф. дис. … канд. биол. наук / Д.Ю. Бравая. – М., 1996. – 27 с.
12. Васильева О.С. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья. – 1999. – № 2. – С. 23–31.
13. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – C. 27–32.
14. Винокуров Ю.И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции двигательной моторики: дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Винокуров. – Коломна, 2004. – 179 с.
15. Вишневский А.М. За массовый студенческий спорт / А.М. Вишневский. – М.: Советская Россия, 1989. – 32 c.
16. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи / Б.А. Воскресенский. – М., 1987. – С. 39.
17. Вульфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни (на материале образовательного процесса в лицее педагогического профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Вульфович. – Волгоград, 2002. – 24 с.
18. Гозунова Л.Н. Система ценностных ориентиров в структуре здоровья личности / Л.Н. Гозунова // Интегральный подход к формированию здоровья человека. – Новосибирск, 2000. – С. 11–18.
19. Давыдов О.Ю. Физическое воспитания студентов подготовительного отделения технического вуза с использованием статико-динамических упражнений: автореф. дис. … канд пед. наук / О.Ю. Давыдов. – Краснодар, 2006. – 25 с.
20. Дворкин Л.С. Влияние занятий тяжелой атлетикой на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков / Л.С. Дворкин // Труды НИИ проблем физ. культуры и спорта КубГАФК, 2000. – Т. 3. – С. 147–151.
21. Дворкин Л.С. Возрастные особенности развития силы у юных атлетов / Л.С. Дворкин // Труды НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК, 2000. – Т. 3. – С. 32–36.
22. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: дис. … докт. пед. наук / Л.С. Дворкин. – М., 1991. – 453 с.
23. Евсеев Ю.И. Физическое воспитание студентов полевых специальностей: формирование учебно-воспитательного процесса: монография / Ю.И. Евсеев. – Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2005. – 223 с.
24. Зайцев В.П. Формирование оздоровительной культуры студентов в специальном учебном отделении / В.П. Зайцев, С.И. Крамской. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2003. – 223 с.
25. Корнеев Р.А. Организация атлетической подготовки квалифицированных баскетболистов на этапах макроцикла: дис. ... канд. пед. наук / Р.А. Корнеев. – Малаховка, 2004. – 130 с.
26. Новаковский С.В. Теория и методология базовой силовой подготовки детей и подростков: дис. … докт. пед. наук / С.В. Новаковский. – Майкоп, 2002. – 382 с.
27. Осьминин В.М. Формирование физической культуры личности у курсантов военных вузов с использованием атлетических видов спорта: дис. ... канд. пед. наук / В.М. Осьминин. – Хабаровск, 2005. – 195 с.
28. Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов в гуманистически ориентированном вузе: монография / Н.А. Рыбачук. – Краснодар: КубГУ, 2002. – 230 с.
29. Рябов А.Ю. Влияние психорегулирующей тренировки на развитие ценностных ориентаций студентов в процессе занятий атлетической гимнастикой: дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Рябов. - Челябинск, 1998. – 165 с.
30. Соловьев Г.М. Перспективы развития системы образования в сфере физической культуры в контексте технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса / Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: сб. науч. тр. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. (21-22 апреля 2005 года); под ред. Г.М. Соловьева и др. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – С. 15–24.
31. Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дис. ... докт. пед. наук / Г.М. Соловьев. – Ставрополь, 1999. – 388 с.
32. Соловьев Г.М. Физическая культура в образовательном процессе вуза / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – 222 с.
33. Филатов О.М. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов / О.М. Филатов, А.Г. Щедрина // Гигиена и санитария. – 1996. – № 6. – С. 29–32.
34. Чермит К.Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования) / К.Д. Чермит // Образование города на пути к XXI веку. – Майкоп, 2000. – С. 272–277.
35. Чермит К.Д. теория и методика физического воспитания: опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.
Информация для связи с автором: porotnikova@mail.ru
Поступила в редакцию 24.10.2011 г.