Проектный подход как механизм инноваций в реформе вузовской дисциплины «физическое воспитание»

Фотографии: 

Профессор, кандидат педагогических наук С.И. Белых

ˑ: 

Проектный подход как механизм инноваций в реформе вузовской дисциплины «физическое воспитание»

Профессор, кандидат педагогических наук С.И. Белых. Донецкий национальный университет, Донецк

Ключевые слова: управление проектами, реформа высшего образования, дисциплина «Физическое воспитание».

Постановка проблемы, ее связь с важными научными и практическими задачами. На намерение реформировать высшее образование в Украине, на направленность и темп реформ влияют самые разные политические и социальные, экономические и кадровые, а также многие другие проблемы. В ряду этих проблем находятся пока еще не решенные вопросы эффективного управления нововведениями в области отечественного высшего образования. Именно поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, когда самые актуальные подходы в области модернизации высшего образования концептуального и методического характера не реализуются на практике, поскольку не обеспечиваются сопутствующие процессы эффективного управления педагогическими инновациями. Сказанное в полной мере касается также реформы  дисциплины «Физическое воспитание». Ведь, например, существующие наработки в области усиления образовательной составляющей этой вузовской дисциплины за счет включения в ее содержание компонетов непрофессионального физкультурного образования (НФО) студентов [11] так и остаются на бумаге.

Анализ последних исследований и публикаций. На наш взгляд, эффективным механизмом управления педагогическими инновациями является метод управления проектами, возникший, оформившийся и глубоко раскрытый в зарубежной литературе [3, 5]. Появляется все больше работ отечественных авторов, в которых проектный подход в значительной мере адаптирован к нашим условиям [2], в том числе издается многочисленная соответствующая учебная литература [1, 10].

Цель исследования – раскрыть возможности проектного подхода к модернизации высшего образования и, в частности, к реформированию вузовской дисциплины «Физическое воспитание».

Выводы и перспектива дальнейших исследований

По той причине, что проекты представляют собой деятельность, имеющую временные рамки, они вносят элемент нестабильности в организационную систему, созданную для воспроизводства повторяемых действий. В связи с этим при проектировании организационных структур всегда возникает вопрос: должна ли существующая организация целиком перестраиваться под требования проекта со всеми вытекающими последствиями? Либо организация проекта должна включиться в уже существующую оргструктуру заказчика (например, в систему МОН, молодежи и спорта Украины)?

В принципе второе решение способно обеспечить стабильность существующей системы, однако оно снизит эффективность реализации проекта. Этот вопрос определяет дилемму проектирования организационных структур для реализации проектов. Ее разрешение осложняет факт, что для реализации проектов требуется взаимодействие различных подразделений заказчика. Воздействие временного элемента, который называется «управлением проектом», необходимо учитывать, ибо он обязательно оказывает влияние если не на всю организацию заказчика, то на большую часть ее подразделений (вузы).

Литература

1. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие /   А.А. Бовин, Л.Е.Чередникова, В.А. Якимович. – М.: Омега-Л, 2006. – 340 с.

2. Ильин В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт / В.В. Ильин. – М.: Вершина, 2006. – 176 с.

3. Кук Х. Управление проектами / Х. Кук, К. Тейт: [пер. с англ. М.С. Павловой]. – М.: Поколение, 2007. – 432 с.

4. Мудрик В.И. Организационно-управленческие основы физической культуры и спорта (учебные и справочные материалы): учеб. пособие / В.И. Мудрик, Ю.П. Мичуда, С.А. Заветный. – Харьков: Изд-во ХНАДУ, 2008. – 408 с.

5. Орр А.Д. Управління проектами: Керівництво з ключових процесів, моделей і методів  / А.Д. Орр: [пер. з англ.]. – Дн-вськ: Баланс, 2006.–224 с.

6. Приходько В.В. Управління проектами як новий напрямок спортивного менеджменту в Україні / В.В. Приходько // Спортивний вісник Придніпров’я. – 2009. – № 2-3. – С.11–13.

7. Приходько І.І. Організація і менеджмент фізичної культури: навч. посібник для студ. І курсу (за кредитно-модульною системою навчання) / І.І. Приходько, О.В. Горбенко, Г.М. Путятіна. – Харків: ХДАФК, 2009. – 152 с.

8. Системні основи управління проектами у фізичній культурі і спорті: Монографія / С.І.Бєлих, В.В. Приходько, В.В. Малий, А.Г. Рибковський – Донецьк: ТОВ фірма «Друк-Інфо», 2009. – 282 с.

9. Справочник «Высшее профессиональное образовании в России» 2006-2007 учебный год. – М.: «РТВ-Медиа», 2006. – 480 с.

10. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / Под ред. проф. В.Л. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.

11. Чернігівська С.А. Особливості педагогічної технології формування студентів як будівничих власного здоров'я / С.А. Чернігівська // Теорія і практика фізичного виховання. Наук.-методичний журнал. – 2010. – № 2. – С. 202–209.

Информация для связи с автором: sportkafedra.donnu@gmail.com; тел.: 050-368-86-54; (062) 312-59-82

Поступила в редакцию 20.10.2011 г.