Программа управления развитием адаптивного спорта «ФИННИКС» и результаты её реализации

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Махов

ˑ: 

Программа управления развитием адаптивного спорта «ФИННИКС» и результаты её реализации

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Махов. Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя. Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова. Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: управление, развитие, адаптивный спорт, лица с инвалидностью.

Введение. С ростом инвалидизации населения в большинстве стран мира, включая Россию, особую значимость приобретает проблема не только социальной реабилитации и адаптации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и инвалидов, но и их интеграции в социум.

Цель исследования – разработать программу управления развитием адаптивного спорта.

Методы и организация исследования. В рамках определения основных направлений программы управления развитием адаптивного спорта и путей её реализации осуществлялся ана­лиз нормативно-мето­диче­ской документации организаций и учреждений Ивановской области, задействован­ных в физкуль­турно-массовой и спортивной работе с людьми с ограниченными возможностями; велись включённые и невключённые педагогические наблюдения за спортсменами-инвалидами различных нозологических групп, работой органов управления адаптивным спортом Ивановской области, профессиональной деятельностью руководящих работников физкультурно-спортивных организаций, спортивных судей, волонтёров, студентов, педагогов, тренеров и представителей спортивных команд, работающих в системе адаптивного спорта, за работой спортивных и спортивно-оздоровительных клубов инвалидов Ивановской области «Пингвин», «Воля», «Надежда», «Источник» и др., за состоянием материально-технической базы, уровнем финансирования и кадровой обеспеченностью региональной системы адаптивного спорта, за ходом организации и проведения физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами; проводились изучение и обобщение опыта организации и проведения спортивно-массовых мероприятий и соревнований по различным видам адаптивного спорта (дартс, гонки на инвалидных колясках, шахматы, настольный теннис, стрельба из пневматической винтовки, армрестлинг, голбол, бочча); квалиметрически оценивалось качество как физкультурно-спортивной работы с инвалидами, проводимой на базе спортивных клубов адаптивного спорта, так и организации и проведения спортивных соревнований для лиц с инвалидностью; осуществлялись как массовые, так и экспертные опросы (интервью и анкетирование) 50 представителей руководящего состава региона в сфере адаптивного спорта (главы муниципалитетов, начальники и специалисты департамента и комитетов по спорту), 48 представителей тренерско-преподавательского состава спортивных организаций и коллективов для лиц с инвалидностью, 550 спортсменов-инвалидов различных нозологических групп («глухие и слабослышащие» – 129, «слепые и слабовидящие» – 91, «с поражением опорно-двигательного аппарата» – 301, «с умственной (интеллектуальной) отсталостью – 29), 50-ти волонтёров – студентов начального (21 чел.) и среднего (29 чел.) профессионального образования учреждений Ивановской области, участвовавших в проведении соревнований для лиц с инвалидностью, 64-х студентов специальности/направления «Адаптивная физическая культура» и 7-ми аспирантов Шуйского государственного педагогического университета. На данном этапе также были проведены комплексные исследования уровня психофизической кондиции спортсменов-инвалидов различных нозологических групп.

Выводы. Таким образом, программа управления развитием адаптивного спорта «ФИННИКС», основными направлениями которой являются финансирование, инфраструктура, нормативно-правовое регулирование, наука, информационно-коммуникативное обеспечение, кадры, спорт, доказала свою высокую социально-педагогическую эффективность, что выразилось в повышении массовости адаптивного спорта, наращивании и совершенствовании региональной инфраструктуры адаптивного спорта, развитии системы спортивных соревнований, повышении уровня спортивных результатов лиц с инвалидностью, совершенствовании кадровой обеспеченности, активизации научной деятельности и просветительско-пропагандистской работы, ростом уровня управленческой компетентности руководящего состава региона и его готовности к реализации долгосрочных и пилотных проектов по развитию спорта инвалидов, в повышении уровня удовлетворённости занимающихся качеством физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы, в высоком уровне удовлетворенности испытуемых организа­цией и процессом занятий физическими упражнениями, в коррекции двигательных и функциональных нарушений, повышении уровня физического развития, физической подготовленности и улучшении психоэмоционального состояния лиц с инвалидностью, в росте удовле­творенности достигнутым уровнем качества жизни, в со­кращении приверженности занимающихся к вредным привычкам.

Литература

1. Евсеев С.П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2 (50). – С. 2–11.

2. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 57.

3. Итоги Паралимпиады-2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.forbes.ru (дата обращения: 13.09.2012).

4. Корнев А.В. Этапы развития роллингбола – первой спортивной игры для слепых и слабовидящих спортсменов в России / А.В. Корнев // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 4 (52). – С.  41–43.

5. Литош Н.Л. Возрастные закономерности развития двигательных способностей юношей 11-16 лет с нарушением интеллекта / Н.Л. Литош, Е.П. Парыгин // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 1 (45). – С. 26-28.

6. Махов А.С. Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин» / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Высшее образование в России. – 2012. – № 10. – С. 99-105.

7. Мутко В.Л. Специальное олимпийское движение в Санкт-Петербурге и перспективы его развития / В.Л. Мутко // Адаптивная физическая культура. – 2000. – № 3–4. – С. 2–5.

8. Осокина Е.А. Педагогические условия, определяющие эффективность реализации системы занятий фитнесом с глухими женщинами 25-35 лет / Е.А. Осокина // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 4. – С. 53–53.

9. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей / JI. Н. Ростомашвили; под ред. Л. В. Шапковой. СПб.: Изд-во Ин-та специальн. педагогики и психологии, 2001. – 66 с.

10. Сборник нормативных правовых документов в области паралимпийского спорта / авт. сост. А.В. Царик; под общ. ред. П.А. Рожкова; Паралимпийский коми­тет России. – М.: Советский спорт, 2011. – 1040 с.

11. Хода Л.Д. Программа по физическому воспитанию для детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи: учеб. пособие / Л.Д. Хода. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. – 52 с.

12. Функциональная классификация в паралимпийском спорте / авт.-сост. Н.А. Сладкова; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2011. – 160 с.

13. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Шапковой – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

Поступила в редакцию 25.04.2013 г.