Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений

Фотографии: 

Доктор биологических наук, профессор О.П. Панфилов
Таблица 1. Классификация зон относительной мощности в соответствии с физиологическими сдвигами при выполнении упражнений фитнеса детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Таблица 2. Классификационный признак распределения упражнений фитнеса разного уровня трудности по зонам мощности (первая возрастная группа)
Таблица 3. Возрастное соотношение интенсивности нагрузки в фитнес-упражнениях  1-й категории трудности (стретчинг-гимнастика)

ˑ: 

Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий)

Доктор биологических наук, профессор О.П. Панфилов. Кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР В.В. Борисова. Кандидаты педагогических наук, доценты Т.А. Шестакова, Л.В. Руднева. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

Ключевые слова:  системный подход, зоны мощности, интегративные механизмы, донозологические состояния, классификация, фитнес-технологии, непараметрические упражнения.

Введение. Несмотря на предпринимаемые меры не удается переломить тенденцию ухудшающегося физического здоровья детей и подростков. Факторами, негативно влияющими на состояние их здоровья, являются нервно-психические и статические перегрузки, связанные с учебной деятельностью, использованием компьютерных технологий, и низкий уровень психологических знаний межличностного общения. Интенсификация занятий, педагогические  инновации, режим учебной деятельности осуществляются без достаточного физиолого- гигиенического обоснования. Поэтому одной из приоритетных задач  российской системы образования и физического воспитания, в частности,  является более четкая системная организации здоровьесберегающей деятельности каждого образовательного учреждения, включающей формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, культуры физического, психического и социального здоровья детей. Сегодня из поля зрения педагогов выпадает имеющийся мощный  пласт человекознания, на необходимость учета которого в учебной и других видах деятельности указывали К.Д. Ушинский и  И.М. Сеченов.

Цель исследования – на основе существующих в системе физического воспитания и спорта классификаций (В.С. Фарфель, Я.М. Коц, А.С. Солодков и Е.Б. Сологуб) и современных представлений в этой сфере человеческой культуры (М.М. Безруких, В.К. Бальсевич, В.Д. Сонькин, Л.И. Лубышева) систематизировать средства фитнеса и представить их в виде физиологически обоснованной классификации для использования в ДОУ, других образовательных учреждениях, а также в процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту [2,3,5].

Литература

1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилова, В.В. Борисова / под ред. проф. О.П. Панфилова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 389 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура: Молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. –1995. –190 с. 

3. Безруких М.М. Возрастная физиология: учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фабер. – М.: Академия, 2009. – 480 с.

4. Борисова В.В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис. … канд.  пед. наук / В.В. Борисова. – М., 2002.

5. Коц Я.М. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры. – М.: Фзкультура и спорт, 1986. – 287 с.

6. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учеб.-метод. пособие / Е.С. Крючек – М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс. – 2001. – 64 с.

7. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

8. Панфилов О.П. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре / О.П. Панфилов // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 4(40). – С. 36–39.

9. Панфилов О.П.  Современные подходы к разработке муниципальной программы по физической культуре на основе инновационных фитнес-технологий / О.П. Панфилов, В.А. Романов, В.В. Борисова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2; URL: www.science-education.ru/108-8584

10. Панфилов О.П. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов, И.М. Туревский, В.В. Борисова, С.И. Завьялов // Теория и практика физ. культуры.– 2012. – № 12. – С. 38–42.

11. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. … докт.  пед. наук. – СПб. 2009.

Информация для связи с автором: panfilov30@mail.ru

Поступила в редакцию 23.05.2013 г.