Обоснование стратегии модернизации физического воспитания студентов в высшей школе Украины

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, профессор С.И. Белых
Самооценка студентами степени включенности в физкультурную деятельность в разных университетах, %
Рис. 1. Сводные показатели самооценки студентами университетов степени включенности в физкультурную деятельность (юноши и девушки)
Рис. 2. Сводные показатели самооценки студентами университетов степени включенности в физкультурную деятельность (независимо от пола)

ˑ: 

Обоснование стратегии модернизации физического воспитания студентов в высшей школе Украины

Кандидат педагогических наук, профессор С.И. Белых. Донецкий национальный университет, Донецк, Украина

Ключевые слова: физическое воспитание, непрофессиональное физкультурное образование студентов, стратегия.

Актуальность исследования и постановка проблемы определяются тем обстоятельством, что на территории бывшего СССР уже давно происходит выбор пути развития вузовского физического воспитания. Так, в Российской Федерации на практике реализуются телесно ориентированный, средо ориентированный и личностно ориентированный подходы. Республика Беларусь удерживает концепцию, наработанную в СССР, которая была «заточена» на телесно ориентированный подход и физическую подготовку, примечательную конверсией идей, наработанных для теории спорта. Тогда как в Украине пока нельзя выделить ту концепцию, которая выполняет здесь роль ориентира для совершенствования физического воспитания студентов.

Очевидно, что вузовская дисциплина «Физическое воспитание» не выполнит своей миссии, если не на уровне пожеланий, но самим содержанием учебно-воспитательного процесса не повернется лицом к решению темы становления личности, заботящейся о своем здоровье. Причем то, что для этого необходимо, известно уже достаточно давно, ведь в конце 1980-х гг. В.В. Приходько в теорию и практику физической культуры было введено понятие «непрофессиональное (неспециальное) физкультурное образование» [6], а Л.И. Лубышевой понятие «физкультурное воспитание» [5], которые позволяют на практике решать эту проблему.

Цель исследования – обоснование стратегии модернизации физического воспитания в вузах Украины.

Методика исследования. Для того чтобы оценить, какими в действительности являются результаты применения первой стратегии, мы сошлемся на специально проведенное нами исследование. Посвященное изучению самооценки по теме поддержания здоровья, оно проводилось в трех университетах Украины: Донецком национальном университете (ДонНУ), Запорожском национальном техническом университете (ЗНТУ) и Национальном горном университете г. Днепропетровска (НГУ). В анкетировании приняли участие 650 студентов (324 юноши и 326 девушек), обучающихся на  1-м и 4-м курсах.

Выводы. Выполненное исследование показывает, что дальнейшее использование в высшей школе страны традиционной, телесно ориентированной стратегии не дает надежд на успешное решение проблемы формирования у студентов феномена физической культуры личности, который зримо проявляется через явление физкультурной деятельности.

Мы рассматриваем физкультурную деятельность в качестве важного воспитательного и образовательного результата распространения физической культуры в высшей школе. Будучи неотъемлемой частью профессиональной подготовки, физкультурная деятельность, как наиболее яркое проявление физической культуры личности, выступает надежным фундаментом заботы о себе (в том числе своей готовности к переадаптации в часто меняющихся условиях производственной деятельности, обеспечения высокой работоспособности и оптимального уровня здоровья).

Только «современная» стратегия, имеющая в основе личностно ориентированное обучение и воспитание, является надежным фундаментом в решении проблемы формирования физкультурно-деятельной личности.

Литература

1. Дмитриев С.В. Антропные вузовские технологии – важен не обученный специалист, а развивающийся профессионал / С.В. Дмитриев // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 3. – С. 37–41.

2. Дмитриев С.В. Образовательные те6хнологии – от логики взаимодействия к логике сотворчества / С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович // Спортивный психолог. – 2011. – № 2 (23). – С. 72–77.

3. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. … докт.  пед. наук / Л.И. Лубышева. – М., 1992. – 53 с.

4. Олексенко В.М. Теоретичні і методичні засади реалізації інноваційних технологій у підготовці майбутніх фахівців інженерних спеціальностей: дис. … докт. пед.. наук / В.М. Олексенко. – К., 2008. – 463 с.

5. Приходько В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы): дис. … докт. пед. наук / В.В. Приходько. – М., 1991. – 416 с.

6. The European health report 2009: health and health systems.http://www.euro.who.int/PubRequest?language=Russian.

Информация для связи с автором: sportkafedra.donnu@gmail.com

Поступила в редакцию 02.04.2013 г.