Технология применения средств фитнеса в психофизической подготовке женщин пожилого возраста сферы умственного труда

Фотографии: 

Преподаватель Т.В. Курова
Рис. 1. Динамика артериального давления женщин пожилого возраста в процессе занятий  оздоровительной гимнастикой различного содержания
Таблица 1. Показатели артериального давления женщин экспериментальной и контрольной групп в покое, мл рт. ст.
Таблица 2. Среднестатистические показатели психического состояния испытуемых в процессе педагогического эксперимента (баллы) Хср±m

ˑ: 

Технология применения средств фитнеса в психофизической подготовке женщин пожилого возраста сферы умственного труда

Преподаватель Т.В. Курова. Торжокский педагогический колледж им. П.Ф. Бадюлина, Торжок

Ключевые слова: двигательная деятельность, здоровье, эффективность, оздоровительная технология.

Введение. Необходимость продолжения трудовой деятельности в пожилом возрасте диктуется экономическими условиями страны и сложившейся демографической ситуацией [1]. Оптимальность психофизических кондиций и творческое долголетие – основные условия повышения качества жизни пенсионеров в современном обществе.

При этом повышенный интерес к двигательной активности у пожилых людей, особенно у женщин, мотивируется желанием работать и быть востребованными на рынке труда.

На сегодняшний день практически отсутствуют оздоровительные технологии, которые могут позволить пенсионерам, продолжающим свою профессиональную деятельность, как можно дольше сохранять  психофизические кондиции и быть экономически независимыми. В последнее время для них рекомендуются занятия рекреационного характера, в которых используются физические упражнения из восточных оздоровительных систем [6, 9, 14, 8 и др.], однако в рекреационных занятиях нагрузки слишком  щадящие, а сочетаемость средств оздоровительной физической культуры с восточными оздоровительными системами еще нуждается в экспериментальной проверке [13]. В связи с этим в практике работы с женщинами пожилого возраста  возникла необходимость применения современных, постоянно обновляющихся средств оздоровления эффективно воздействующих на стареющий организм.

Цель исследования – научно обосновать технологию комплексного применения специальных развивающих физических нагрузок, адекватных возрасту, с учетом специфики профессиональной умственной деятельности пожилых женщин.

Методы исследования: анализ специальной литературы и программных документов, опрос (анкетирование), педагогическое наблюдение, хронометраж, пульсометрия, психолого-педагогическое тестирование (тесты), комплекс медико-биологических методов (электрокардиография, спирометрия и др.), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Заключение. Таким образом, экспериментальная технология оздоровительной гимнастики на основе применения развивающих нагрузок для женщин пожилого возраста сферы умственного руда позволяет значительно повысить их психофизические кондиции, а следовательно, потенциал здоровья и работоспособность. Высокая мотивация женщин к занятиям оздоровительной гимнастикой, адекватной их возрасту и учитывающей специфику профессиональной умственной деятельности, позволяет более эффективно корректировать и замедлять инволюционные изменения, а  также благоприятно влиять на их эмоциональное состояние.

Литература

1. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации /под ред. Г.Н. Кареловой. – М.: Минтруд РФ, 2001.

2. Виноградов Г.П. Виды эффекта и нагрузки в оздоровительной физической тренировке / Г. П. Виноградов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. А.И. Фёдоров; УралГАФК. – Челябинск, 1997. – С. 93–96.

3. Виноградов П.А. Основы физической культуры. В 3 ч. Ч. 3. Валеология: учеб. пособие / П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинов; Госкомитет РФ по физ. культуре и туризму, МГАФК, УралГАФК. – Челябинск, 1997. – 127 с.

4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. – С. 427–428.

5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 416 с.

6. Крючек Е.С. Методика занятий гимнастикой с лицами старших возрастов: Лекция / Е.С. Крючек. – Л., 1985. – 30 с.

7. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни / И.С. Краснов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 2. – С. 61.

8. Ладыгина Е.Б. Особенности содержания и методики рекреационных занятий с женщинами пожилого возраста: учеб. пособие. – СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. – 63 с.

9. Муравов И.В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества / И.В. Муравов // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 6. – С. 6–8.

10. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности /  А.О. Прохоров. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 176 с.

11. Пуйшиене Э. Физическая активность как фактор качества жизни / Э. Пуйшиене // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. Междунар. конг. – М., 1998. – Т. 1. – С. 306–307.

12. Тиунова О.В. Оценка физического состояния факторов риска и средств физической культуры / О.В. Тиунова, Н.Л. Драковская, А.Н. Мартовский // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. А.И. Фёдоров; УралГАФК. – Челябинск,1998.

13. Утенко В.Н. Использование нетрадиционных средств оздоровительной физической тренировки: состояние проблемы и возможные пути ее решения  / В.Н. Утенко, В.И. Баландин, В.А. Щеголев и др. // Вестник Балт. акад. Наук. – 2000. – № 1. – С. 8–14.

14. Ципин Л.Л. Физическая культура с основами здорового образа жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л.Л. Ципин. – СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – С. 20–111.

15. Шрайнер К. Прикладная психология / К. Шрайнер. 1997. ПВ. – С. 42–63.

Информация для связи с автором: KurovaTV@rambler.ru

Поступила в редакцию 15.04.2013 г.