Принципы управления развитием адаптивного спорта в России
Фотографии:
ˑ:
Принципы управления развитием адаптивного спорта в России
Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Махов. Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя
Ключевые слова: принцип, управление, развитие, адаптивный спорт, лица с инвалидностью.
Введение. Активизация работы с инвалидами в сфере адаптивного спорта, несомненно, имеет большое социальное значение. Тем не менее на сегодняшний день приходится констатировать, что процесс развития спорта инвалидов в нашей стране носит слабоуправляемый характер, что проявляется в отсутствии методов, функций, принципов управления его развитием. Под принципами управления развитием адаптивного спорта понимаются исходные правила, способствующие переводу системы адаптивного спорта в новое, более качественное, состояние.
Цель исследования – раскрыть и конкретизировать общие (универсальные) принципы управления развитием адаптивного спорта в России.
Методы и организация исследования. Для конкретизации общих (универсальных) принципов управления и определения содержания специальных принципов управления развитием адаптивного спорта нами были использованы такие методы исследования:
1) анализ и обобщение литературных первоисточников;
2) контент-анализ нормативных правовых и рекомендательных актов, регулирующих функционирование адаптивного спорта в международном, региональном и национальном масштабах, законодательных и подзаконных актов, в соответствии с которыми развивается адаптивный спорт в Российской Федерации;
3) педагогические наблюдения за функционированием системы адаптивного спорта и тренировочно-соревновательной деятельностью спортсменов-инвалидов;
4) опросы (беседы, интервью) представителей государственной службы, тренерско-преподавательского состава, представителей команд, волонтёров и судей адаптивного спорта;
5) контент-анализ информации, содержащейся на досках объявлений и рекламно-информационных стендах организаций адаптивного спорта; консультации юристов, менеджеров;
6) собственный опыт работы в системе спорта инвалидов.
Вывод. Процесс управления развитием адаптивного спорта базируется на принципах системности; оптимальности и эффективности; научной обоснованности и адекватности; сочетания в управлении общественных и государственных интересов и интересов и потребностей лиц с ограниченными возможностями; рациональной централизации; регламентации управленческой деятельности; обратной связи; гуманизации; государственной поддержки.
Литература
1. Гуськов С.И. Спорт и маркетинг / С.И. Гуськов. – М: Вагриус, 1995. – 303 с.
2. Жолдак В.И. Менеджмент спорта и туризма / В.И. Жолдак, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 2000. – 416 с.
3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 224 с.
4. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
5. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. – М.: Советский спорт, 2004. – 416 с.
6. Поташник М.М. Управление развитием школы: пособие для руководителей / М.М. Поташник. – М.: Академия, 1995. – 464 с.
7. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие / А.В. Починкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 264 с.
8. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: монография / О.Н. Степанова. – М.: Советский спорт, 2007. – 256 с.
9. Тейлор Ф. Научные основы организации промышленных предприятий. – Петроград: Типография Л.А. Левенстерна, 1916. – 85 с.
10.Томич М. Маркетинг в спорте. Рынок и спортивные продукты / М. Томич. – М.: МАФСИ, 2002. – 224 с.
11. Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2009. – 492 с.
12. Файоль А. Общее промышленное управление А. Файоль. – М.: Книга, 1929. – 74 с.
13. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
14. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности / Пер. с англ., 2-е изд. / Г. Эмерсон. – М.: Экономика, 1992. – 216 с.
Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru
Поступила в редакцию 24.04.2013 г.