Особенности методики профессиональной физической подготовки курсантов инженерных институтов МЧС Республики Беларусь

Фотографии: 

А.В. Ключников
Методика профессиональной физической подготовки курсантов инженерных институтов МЧС
Динамика суммы пожарно-спасательного двоеборья и его отдельных видов у курсантов контрольной и экспериментальной групп за период педагогического эксперимента

ˑ: 

Особенности методики профессиональной физической подготовки курсантов инженерных институтов МЧС Республики Беларусь

А.В. Ключников. ГУО «Лицей при Гомельском инженерном институте»

Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Гомель. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь Г.И. Нарскин. Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Нарскин. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Беларусь

Ключевые слова: курсанты инженерных институтов МЧС, профессиональная физическая подготовка, пожарно-спасательное двоеборье

Введение. В связи с тем что в последние десятилетия наблюдается негативная тенденция к увеличению количества чрезвычайных ситуаций, рост материального ущерба и людских потерь, именно природные и техногенные катастрофы являются глобальными проблемами для общества, а обеспечение безопасности жизнедеятельности – одной из важнейших для всего человечества [3].

Многообразие чрезвычайных ситуаций и условий работы по их ликвидации предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности спасателей, а эффективность их действий напрямую зависит от наличия у них специальных знаний, степени сформированности профессионально важных качеств, умений и навыков [4, 7].

Целью работы явилось совершенствование профессиональной физической подготовки  курсантов инженерных институтов МЧС Республики Беларусь с учетом исходного уровня физического состояния и требований, предъявляемых будущей профессиональной деятельностью.

Методика и организация исследования. В качестве ведущих методов исследования нами использовались: теоретический анализ научно-методической литературы; обобщение практического опыта ведущих педагогов; педагогические наблюдения; исследования в условиях естественного учебного процесса, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты с использованием инструментальных методик (исследование морфологических показателей, оценка уровня развития двигательных способностей, оценка уровня технической подготовленности, оценка функциональной подготовленности); математико-статистические методы анализа полученного фактического материала.

Заключение. По результатам исследования можно констатировать, что реализация разработанной нами методики профессиональной физической подготовки курсантов инженерных институтов МЧС с учетом требований, предъявляемых будущей профессиональной деятельностью, способствовала более эффективному освоению курсантами ЭГ отдельных видов пожарно-спасательного двоеборья и повышению их технической эффективности.

Предложенная методика профессиональной физической подготовки, направленная на развитие ведущих физических качеств (30% от общего времени учебных занятий) и целостное выполнение видов пожарно-спасательного двоеборья (40% от общего времени учебных занятий), позволяет сформировать основу для повышения и совершенствования уровня физической и технической подготовленности, функциональных возможностей, достичь высоких результатов в профессиональной двигательной деятельности, заложить фундамент высокой профессиональной работоспособности.

Эффективность методики профессиональной физической подготовки курсантов подтверждается результатами педагогического эксперимента, в котором установлено статистически достоверное преимущество курсантов ЭГ, что позволило улучшить сумму их результатов в пожарно-спасательном двоеборье до 45,25 с против 50,71 с в КГ  (разность 5,46 с при статистической достоверности различий р < 0,05).

Литература

1. Бондаренко К.К. Применение дифференцированного подхода к оценке специальной подготовки пожарных спасателей / К.К. Бондаренко, Д.Н. Григоренко // Пожарная безопасность. – М.: ВНИИПО, 2005. – № 2 – С. 83–89.

2. Бондаренко Л.Ю. Подготовка пожарных и спасателей / Л.Ю. Бондаренко. – М.: Медицинская подготовка, 2008. – 254 с.

3. Владимиров В.А. Природные опасности и общество / В.А. Владимиров, Ю.Л. Воробьев, В.И. Осипов, С.К. Шойгу. – М.: Крук-Престиж, 2002. – 245 с.

4. Гавриленко Е.С. Психолого-педагогические особенности профессионально-прикладной физической подготовки спасателей МЧС России / Е.С. Гавриленко // Психология обучения. – М., 2007. – Вып. 3. – С. 100–107.

5. Динаев Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов в вузах пожарно-технического профиля / Б.М. Динаев // Вестник государственного университета управления, 2009. – № 11. – С. 13–16.

6. Динаев Б.М. Пути развития профессионально-прикладной физической подготовки и спорта в Академии ГПС МЧС России / Ч.Т. Иванков, Б.М. Динаев // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: XVIII Межвуз. науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся: материалы конференции. – Коломна, 2008. – С. 186–188.

7. Зайцев А.Н. Методика оценки готовности сотрудника МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях / А.Н. Зайцев // III Межвед. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации»: материалы конференции. – Екатеринбург, 2009. – Ч. 1. – С. 147–150.

8. Ковалевский Ю.Н. Спасательные работы в районах стихийных бедствий / Ю.Н. Ковалевский. – Рига: Лиесма, 1976. – 207 с.

9. Муровицкий А.И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.И. Муровицкий. – Смоленск, 2004. – 20 с.

10. Мысив В.М. Сформированность содержания физической подготовки будущих спасателей и перспективные направления его оптимизации / В.М. Мысив // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 1. – С. 99–101.

11. Сукманов С.В. Методика обеспечения боевой готовности подразделений государственной противопожарной службы МЧС России: автореф. дис. ... канд. техн. наук / С.В. Сукманов. – СПб., 2005. – 21 с.

Информация для связи с автором: iri6432@yandex.ru

Поступила в редакцию 10.04.2013 г.