Спортивная педагогика в информационном обществе
Фотографии:
ˑ:
Кандидат педагогических наук Е.Н. Скаржинская
Московская государсвтенная академия физической культуры, Малаховка, Моск. Область
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Новоселов
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва
Директор спортивного клуба МГТУ «СТАНКИН» А.Д. Борисов, Москва
Ключевые слова: педагогика, физическая культура, интеллектуальный спорт, общество.
Сегодня доминирующей теорией общественного развития является теория постиндустриального или информационного общества (10), теоретическая проработанность которой отражена в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (1) и Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (2). Социальная трансформация охватывает основные сферы жизнедеятельности человека и вызывает имманентную тенденцию пересмотра педагогических технологий (5).
В информационном обществе большая часть населения занята в информационном секторе экономики, где главным продуктом и товаром выступает информация. Доминирующее личностное свойство обработки информации при принятии решений – интеллект. При этом интеллектуальная деятельность сопряжена с навыками освоения информационно-коммуникативных технологий, как основных материально-технических условий накопления, хранения и передачи информации. Таким образом, коренные общественные изменения типа общественного устройства акцентируют внимание педагогической общественности на формирование интеллекта и информационно-коммуникативных компетенций, и спортивная педагогика не может игнорировать эти объективные обстоятельства (9).
Цель исследования: теоретическое обоснование развития интеллектуальных видов спорта.
Организация исследования. Педагогический эксперимент проводится в настоящее время и будет длится до 2016 г. Он включает: комплексные мероприятия «Московские Интеллектуальные Игры» для студентов и школьников (социологические исследования, вебинары, мастер-классы, научные мероприятия, образовательные фестивали «Московская Интеллиада», учебное пособие «Интеллектуальный спорт», другое). Исследования проводятся при поддержке Департамента образования г. Москвы.
Заключение. В начале 2013 года в ФГОУ «Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» Департамента образования г. Москвы создан Отдел развития интеллектуальных видов спорта. Приоритетным направлением его деятельности является содействие использованию ценностного потенциала интеллектуальных игр в образовательном пространстве подведомственных учебных заведений, в том числе через систему дополнительного образования. В частности в 2013-2014 учебном году планируется создание Школьной спортивной лиги по интеллектуальным видам спорта, а также организация спортивно-массовых мероприятий (в том числе дистанционных) и фестивалей образовательной направленности, подготовка и переподготовка преподавателей, разработка современного методического обеспечения и поддержка экспериментальных площадок по развитию интеллектуальных видов спорта. Утвержден план консолидированных действий совместно с Паралимпийским комитетом города Москвы по созданию инклюзивной интерактивной интеллектуально-спортивной среды.
Библиография и интернет-ресурсы:
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
3. Глек И.В. Киберспорт и интеллектуальные игры // Тезисы докладов I Вузовской конференции «Проблемы и перспективы компьютерного спорта» с приглашением специалистов Москвы и Московской области. – Москва, РГУФКСМиТ. 2010 г. – с. 10-13.
4. Кондратьев В.М., Скаржинская Е.Н. Роль интеллектуальных игр в современном образовании // Вестник Российского философского общества. № 1 (61). – Москва, РАН. 2012 г. – с. 27-29.
5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
6. Кыласов А.В., Гарсес Д.С. Интеллектуальные игры // Энциклопедия систем жизнеобеспечения (EOLSS). Наука о спорте. – ЮНЕСКО/EOLSS, Магистр-пресс, 2011. – с. 727–743.
7. Новоселов М.А. Подготовка специалистов по компьютерному спорту РГУФКСМиТ // Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции «Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы» (г. Москва, 25 ноября 2011 г.)- Москва, РГУФКСМиТ, 2012, с. 42-43.
8. Скаржинская Е.Н., Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта//Автореферат дисс. на соискание …канд. пед. наук. 13.00.04. Малаховка, 2005 г., с.24.
9. Фомин Ю.А., Скаржинская Е.Н. Спорт в условиях глобальной информатизации// Теория и практика физической культуры. № 2, 2007. С. 18-19.
10. Уэбстер Ф. Теории информационного общества//Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.
11. Чмыхова Е.В.. Старостенкова Т.А., Шестак Н.В. Компьютер и зрение школьников: в плену стереотипов // Здоровье детей. 2008. № 10. С. 13-18.
12. Холодная М.А., Ушакова Д.В. Развитие интеллекта как стратегического ресурса общества// Доклад. Заседание Бюро Президиума РАО 1 декабря 2010 г.
13. http://www.imsaworld.com/wp/ (дата обращения 1 марта 2013 г.)
14. http://moscowchess.org/news/941 (дата обращения 1 марта 2013 г.)
15. http://www.ocasia.org/game/GPSports.aspx?9QoyD9QEWPeH6nLBrRSBtZOdJn2u220HU4AyLCxhr60= (дата обращения 1 марта 2013 г.)
16. http://newsru.com/russia/05jan2013/vdvrobots.html (дата обращения 1 марта 2013 г.)
Информация для связи с автором: nma@sportedu.ru
Поступила в редакцию 19.03.2013 г.