Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни
Фотографии:
ˑ:
Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни
Преподаватель Д.А. Ульянов. Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко. Волгоградский государственный университет, Волгоград. Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко. Кубанский Государственный университет, филиал в г. Славянск-на-Кубани
Ключевые слова: физическая активность, здоровый образ жизни, мотивация к занятиям физической культурой, работоспособность.
Приоритетным направлением модернизации профессионального образования является решение важной государственной задачи – подготовки высококвалифицированных специалистов, что требует использования в системе образования принципов здоровьесбережения [1-3]. Годы обучения студентов – важный этап становления будущих бакалавров и магистров различных гуманитарных специальностей, подготавливаемых в классических университетах. В этот период раскрываются их способности, совершенствуется интеллект и расширяется круг познаний. В последние десятилетия отмечена тенденция к ухудшению здоровья и физической активности студенческой молодёжи. Студенчество всегда являлось объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодёжи – государственный приоритет в связи с рядом факторов. Во-первых, молодёжь – основной резерв трудовых ресурсов современной России, во-вторых, состояние здоровья молодёжи сегодня – это здоровье нации в будущем [4-5].
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования потребности студентов в здоровом образе жизни и недостаточной изученностью феномена здорового образа жизни студенческой молодёжи в современных условиях. Хотя сама идея формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) не является новой и раскрывается в исследованиях Н.М. Амосова, А.П. Бутенко, Э.Н. Вайнера, М.Я. Виленского, Л.И. Лубышевой и др.
Цель работы – изучение феномена, при котором физкультурно-оздоровительная деятельность вуза оказывает положительное влияние на формирование потребности студентов в ЗОЖ.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; теоретический анализ и обобщение учебной документации; педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогические контрольные испытания; методы математической статистики.
Основной педагогический эксперимент проводился на базе ВолГУ и КубГУ (в филиале, г. Славянск-на-Кубани) в период 2010-2012 гг. В исследованиях приняли участие студенты 17-20 лет.
Выводы. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать, что предлагаемая модель физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в вузе или ее отдельные компоненты могут быть успешно использованы в системе воспитания здоровьесбережения российской молодежи. В необходимых случаях компоненты данной системы способны к адаптации при использовании в системе не только высшей школы, но и других образовательных учреждений.
Литература
1. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студентов: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М: МПЗПУ,1995. – 96 с.
2. Лубышева Л.И. Спорт, спортивный стиль жизни и здоровье молодежи: Олимпийский спорт и спорт для всех, проблемы здоровья, рекреации и реабилитации / Л.И. Лубышева. – Киев, 2000. – 530 с.
3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
4. Чоговадзе А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов //Теория и практика физ. культуры / А.В. Чоговадзе, М.Ш. Рыжак. – 1993. – № 7. – С. 8–9.
Информация для связи с автором: tatyana.kovalenko@volsu.ru,
Поступила в редакцию 04.03.2013 г.