Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни

Фотографии: 

Преподаватель Д.А. Ульянов

ˑ: 

Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни

Преподаватель Д.А. Ульянов. Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко. Волгоградский государственный университет, Волгоград. Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко. Кубанский Государственный университет, филиал в г. Славянск-на-Кубани

Ключевые слова: физическая активность, здоровый образ жизни, мотивация к занятиям физической культурой, работоспособность.

Приоритетным направлением модернизации профессионального образования является решение важной государственной задачи – подготовки высококвалифицированных специалистов, что требует использования в системе образования принципов здоровьесбережения [1-3]. Годы обучения студентов – важный этап становления будущих бакалавров и магистров различных гуманитарных специальностей, подготавливаемых в классических  университетах. В этот период раскрываются их способности, совершенствуется интеллект и расширяется круг познаний. В последние десятилетия отмечена  тенденция к ухудшению здоровья и физической активности студенческой молодёжи. Студенчество всегда являлось объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодёжи – государственный приоритет в связи с рядом факторов. Во-первых, молодёжь – основной резерв трудовых ресурсов современной России, во-вторых, состояние здоровья молодёжи сегодня – это здоровье нации в будущем [4-5].

В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования потребности студентов в здоровом образе жизни и недостаточной изученностью феномена  здорового образа жизни студенческой молодёжи в современных условиях. Хотя сама идея формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) не является новой и раскрывается в исследованиях Н.М. Амосова, А.П. Бутенко, Э.Н. Вайнера, М.Я. Виленского, Л.И. Лубышевой  и др.

Цель работы – изучение феномена, при котором физкультурно-оздоровительная деятельность вуза оказывает положительное влияние на формирование потребности студентов в ЗОЖ.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; теоретический анализ и обобщение учебной документации; педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогические контрольные испытания; методы математической статистики.

Основной педагогический эксперимент проводился на базе ВолГУ и КубГУ (в филиале, г. Славянск-на-Кубани) в период 2010-2012 гг. В исследованиях приняли участие студенты 17-20 лет.

Выводы. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать, что предлагаемая модель физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в вузе или ее отдельные компоненты могут быть успешно использованы в системе воспитания здоровьесбережения российской молодежи. В необходимых случаях компоненты данной системы способны к адаптации при использовании в системе не только высшей школы, но и других образовательных учреждений.

Литература

1. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студентов: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М: МПЗПУ,1995. – 96 с.

2. Лубышева Л.И. Спорт, спортивный стиль жизни и здоровье молодежи: Олимпийский спорт и спорт для всех, проблемы здоровья, рекреации и реабилитации / Л.И. Лубышева. – Киев, 2000. – 530 с.

3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

4. Чоговадзе А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов //Теория и практика физ. культуры / А.В. Чоговадзе, М.Ш. Рыжак. – 1993. – № 7. – С. 8–9.

Информация для связи с автором: tatyana.kovalenko@volsu.ru,

Поступила в редакцию 04.03.2013 г.