Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой
Фотографии:
ˑ:
Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой
Кандидат педагогических наук А.А. Ильин. Томский университет систем управления и радиоэлектроники, Томск. К.А. Марченко. Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич. Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Ключевые слова: физическая культура, студенты, мотивация.
Введение. Занятия физической культурой должны быть интегрированы в комплекс гуманитарных дисциплин высшего профессионального образования: с учетом новых требований будущий специалист должен осуществлять физкультурно-спортивную деятельность таким образом, чтобы она стала эффективным средством развития его интеллектуальных способностей, креативности и духовно-нравственных сил [1]. То есть основной целью учебного процесса должно стать не только овладение комплексом общепредметных знаний, умений и навыков, но и в первую очередь создание условий для самореализации, саморазвития студента, проявления им творчества. Однако в настоящее время в преподавании физической культуры акцент зачастую делается на компоненте двигательной активности, на алгоритмичности действий преподавателя и студента: педагог рассказывает и демонстрирует – студент воспроизводит [2].
Цель исследования – анализ особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой при различных формах организации учебного процесса.
Методы и организация исследования. В исследовании участвовали 120 студентов 1-3-го курсов технического университета, занимающихся на кафедре физического воспитания. 50 студентов осваивали программу общей физической подготовки (ОФП), у 70 студентов учебный процесс был организован на основе спортивных специализаций.
Заключение. Полученные результаты позволяют сделать заключение, что организация учебного процесса в форме специализаций способствует оптимизации структуры мотивационных предпочтений у студентов: усилению внутренних мотивов к занятиям спортом, формированию познавательных мотивов. Выросла роль мотивов, связанных с перспективой, с укреплением здоровья, желанием приобрести знания, необходимые в будущей социально-профессиональной деятельности, и подготовиться к этому физически. В то же время в группе, занимающейся по программе ОФП, сохранилось преобладание внешних отрицательных мотивов.
Литература
1. Андрющенко Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 2. – С. 47–54.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 4. – С. 2–8.
3. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь / В.И. Ильин. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – 120 с.
4. Капилевич Л.В. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно ориентированных форм физического воспитания / Л.В. Капилевич, А.В. Кабачкова, В.С. Смирнов // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 10. – С. 29–31.
5. Капилевич Л.В. Физиологический мониторинг и мониторинг здоровьесберегающей деятельности в процессе физического воспитания студентов / Л.В. Капилевич, В.Г. Шилько, А.В. Кабачкова // Бюллетень сибирской медицины. – 2011. – Т. 10. – № 4. – С. 76–81.
6. Филимонова С.И. Физическая культура, спорт и современное студенчество / С.П. Филимонова //Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сб. ст. – М.: Полиграф-сервис, 2002. – С. 140–151.
Информация для связи с автором: kapil@yandex.ru
Поступила в редакцию 05.03.2013 г.