На пути к формированию спортивной культуры в студенческой среде
Фотографии:
ˑ:
На пути к формированию спортивной культуры в студенческой среде
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Тхазеплов. Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Тхазеплова. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик. Л.С. Попова. Белгородский университет экономики и права, Белгород
Ключевые слова: социологическое исследование, информационная модель.
Введение. Современный этап развития общества – период обострения проблем оздоровления нации в стране. Особое значение в этот период в образовательных учреждениях приобретает проблема не только реализации задач оптимального медицинского обслуживания учащейся молодежи, но и создания спортивной социально-личностной ориентированной среды, формирующей у нее позитивное отношение к здоровому стилю жизни, стремление к улучшению физического развития и физической подготовленности на основе повышения спортивной активности.
Методика и организация исследования. В целях изучения спортивно-ориентированного подхода в процессе саморазвития личности студентов в современных условиях, обеспечиваемых вузом, нами, в рамках ежегодного мониторинга уровня физического развития и подготовленности студентов 1-2-го курсов проводится анкетирование для оценки уровня отношения к комплексному решению оздоровительных задач.
Основной акцент процедуры анкетирования сводится к выявлению уровня активности студента в отношении ценностных ориентаций (спортивной, социокультурной, личностно ориентированной) на формирование позитивных отношений к ним.
Вывод. Проводимый мониторинг социального поведения студенческой молодежи направлен на реализацию задач культурного развития личности, в том числе и развитие физической и спортивной культуры, накопление жизненного опыта на позитивной основе. В ходе дальнейшего обучения студентов, участвующих в такого рода педагогических экспериментах, прослеживается тенденция самоопределения и саморазвития личности как одна из узловых проблем взаимодействия индивида и общества, реализуется одна из основных задач – вооружить студентов знаниями в области физической культуры и спорта, научить строить личностную технологию саморазвития, передавать свой опыт подрастающему поколению.
Таким образом, можно утверждать, что использование современных методов, инновационных форм организации образовательной деятельности в вузе способствует активизации творческого потенциала студентов, приобщению молодежи к здоровому образу жизни, формированию ценностного отношения к занятиям спортом, стимулированию процесса нравственного воспитания.
Формирование спортивной культуры личности студента станет основной задачей следующего этапа организации спортивной деятельности на основе новых форм учебно-воспитательного процесса. Студенческий спортивный клуб, организация спортивных секций, активное внедрение различных видов спорта, систематическое проведение соревнований позволят в полной мере использовать ценности спортивной деятельности для формирования мотивации и интереса студентов к спортивному стилю жизни.
Студенческая среда получит новый культурологический ресурс для формирования спортивной культуры студентов.
Литература
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 24–25.
2. Визитей Н.Н. Физическая культура и здоровье спортсмена / Н.Н. Визитей // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 2. – С. 3–8.
3. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000.
4. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006.
5. Сирота Н.А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Минобразования РФ, НМЦ «ДАР», 2000.
Информация для связи с автором: konopleva_1975@mail.ru,
Поступила в редакцию 25.03.2013 г.