Мотивация выбора физкультурного образования и профессиональные интересы будущих специалистов физического воспитания
Фотографии:
ˑ:
Мотивация выбора физкультурного образования и профессиональные интересы будущих специалистов физического воспитания
Кандидат наук М. Радзиньска. Доктор наук М. Новак. Доктор наук, профессор Л. Новак. Факультет физической культуры Познаньской академии физического воспитания в Гожoве-Велькопольском, Польша
Ключевые слова: студенты, изучающие физическое воспитание; мотивы; профессиональные планы; идентификация с направлением обучения; качество образования.
Введение. Процесс системной трансформации образования в Польше и наступающая глобализация ставят перед высшей школой новые задачи. Образование и научные исследования являются инструментами для формирования современного мира – экономики, основанной на знаниях и общества, обучающегося на протяжении всей жизни [4, 7, 9]. Следовательно, задачей современной высшей школы, опирающейся на гуманистическую концепцию образования, должна стать забота о формировании личности студента в соответствии с принятыми образовательными стандартами и требованиям к выпускникам. На учебных учреждениях лежит ответственность за качество образования и его постоянную переоценку в целях согласования с общественными потребностями, особенно ввиду тенденции широкого распространения высшего образования, высокого темпа перемен на территории Европы, конкурентоспособности других регионов мира в этом отношении [3, 11]. В Болонской декларации содержится много постулатов, которые, как предполагается, откроют Европейское пространство высшего образования (EHEA) для широкого круга учащихся. Это стало возможным благодаря так называемому введению двухступенчатого высшего образования, системы ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система перевода зачётных единиц), программы Erasmus, взаимодействию в области качества образования, повышению уровня образованности на протяжении всей жизни. Распространение европейской системы образования выходит за пределы границ ЕС, а студенты из России представляют более 25% населения Европейского пространства высшего образования. Масштабы Болонского процесса беспрецедентны; в его рамках ведётся работа по изменениям системы высшего образования в 47 странах мира [10]. В свете этого процесс контроля качества образования должен быть согласован с образовательными стандартами, содержащимися в Национальной структуре квалификаций и дескрипторах Болонского процесса [8]. В требованиях к студенту написано, что он получает основные знания и навыки в области общественных, естественных наук, а также наук о физической культуре, предоставляющих возможность компетентного воздействия на личность и организм человека в целях удовлетворения его потребностей в области физического и двигательного развития, а также потребностей, связанных с его участием в области физической культуры. Принятие молодым человеком решения об обучении по данному направлению должно быть связано с ориентацией на занятия определённой профессиональной деятельностью и исполнением, по крайней мере частично, его ожиданий. Мотивы активизируют увлечение человека и порождают стремление к достижению цели.
Цель исследования – оценка качества системы образования и социологический анализ мотивов студентов в выборе специaльности в области физического воспитания.
Методы и организация исследования. Необходимость исследования качества обучения в отдельно взятых учебных учреждениях следует из основных положений Болонского процесса. Результаты данных исследований представляют собой фрагмент оценки работы учебного подразделения. В 2011/2012-м академическом году было исследовано 226 лиц (48,7% женщин и 51,3% мужчин), студентов 1-4-го годов обучения по направлению «физическое воспитание». Проводился целевой отбор исследуемых. Исследованиями охвачено по три группы каждого курса (мужские, женские и смешанные). Исследуемыми выступили главным образом жители городов (71,9%), заявляющие об очень хорошем и среднем материальном положении (соответственно 54,1 и 36,2 %). Среди них 123 (54,4%) до начала обучения занимались спортом высших достижений. В настоящее время тренировки продолжает 51 студент (22,6% от общего числа). В исследованиях применялось оценочное исследование с использованием методов очного анкетирования [5], интервью и анализа документов. Эмпирический материал статистически обработали в отношении количественных и качественных характеристик.
Выводы. Лица, выбравшие образование в области физического воспитания, мотивировали свой выбор прежде всего мотивами спортивного характера (способности, спортивная активность в прошлом) и профессиональными мотивами (выполнение работы преподавателя физкультуры или работы в физкультурно-спортивных организациях).
Лица, в прошлом занимавшиеся спортом, которыми руководили главным образом мотивы спортивного характера и профессиональные мотивы, свои профессиональные интересы связывали с работой преподавателя физкультуры, работой в спорте или других физкультурно-спортивных организациях.
Исследуемые студенты характеризовались высоким уровнем идентификации, выраженным в удовлетворённости образовательным предложением учебного учреждения и желанием повторно выбрать это направление.
Полученные результаты указывают на необходимость улучшения качества образования в учебных учреждениях по физическому воспитанию и могут способствовать достижению лучшей aдaптации содержания образовательных программ ожиданиям рынка труда, а также приближению польской системы образования к европейским стандартам.
Литepaтypa
1. Лубышева Л.И. Oптимизация спортивной и образовательной деятельности в условиях обучения в училище олимпийского резерва / Л.И. Лубышева, А.В. Шукаева // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – Nº 12. – C.15–17.
2. Мухаметдянова Н.В. Особенности мотивационной сферы будущих учителей физической культуры на разных этапах профессиональной подготовки / Н.В. Мухаметдянова // Теория и практика физ. культуры. – 2011. -– Nº 5. – C.23–26.
3. Barczyński, B.J., Bąk, R., Czarny, W., Kalina, R.M. Preferred by Polish students of physical education subject matter and type of bachelor theses in 2008–2010 /B.J. Barczyński, R. Bąk, W. Czarny, R.M. Kalina //Archives of Budo. – 2011. – N 7. – S. – 41–47.
4. Biddle, S.J., O'Connell, S., Braithwaite, R.E. Sedentary behaviour interventions in young people: a meta-analysis /S.J. Biddle, S. O'Connell, R.E. Braithwaite //British Journal of Sports Medicine. – 2011 – N 45 (11), S. 937–42.
5. Brojek, A., Zajkowska-Magier, M. Motywy wyboru studiów wychowania fizycznego (in Polish) / A. Brojek, M. Zajkowska-Magier // Rocznik Naukowy. – 2004. – N 11. – S. 63–79.
6. Buchta, K. Assessment of professional qualifications and educational plans by tourism and recreation graduates / K. Buchta // Polish Journal of Sport and Tourism. – 2008. – N 15. – S. 69–76.
7. Buchta, K., Lisicki, K. Undergraduate studies in physical education in students’ opinion / K. Buchta, K. Lisicki // Polish Journal of Sport and Tourism. – 2011. – N 18. – S. 146–159
8. Cieśliński, R. University education quality system – assumptions vs. practice in the context of the Bologna process / R. Cieśliński // Polish Journal of Sport and Tourism. – 2009. – N 16. – S. 135–142.
9. Ćwiąkała-Matys, A. Pomiar efektywności procesu kształcenia w publicznym szkolnictwie wyższym / A. Ćwiąkała-Matys // Wrocław. – 2010. – S. 232.
10. Entrepreneur ship Educationat School in Europe. Nationals Strategies, Curricula and Learning Outcomes. EuropeanComission. 2012. http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documentsthematic_reports/p... (датаобращения 22.01.2013).
11. Kalina, RM, Barczyński, BJ. Eko-agro-fitness© original author continuous program of health-oriented and ecological education in the family, among friends or individually implemented – the premises and assumptions / R.M. Kalina, B.J. Barczyński // Archives of Budo. – 2010. – N 6(4). – S. 179–84.
Информация для связи с aвтором: radzinska@awf-gorzow.edu.pl
Поступила в редакцию 28.02.2013 г