Педагогические условия обеспечения стабильности соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой

Фотографии: 

Аспирантка Н.А. Касаткина

ˑ: 

Педагогические условия обеспечения стабильности соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой (девушки 17-22 лет)

Аспирантка Н.А. Касаткина. Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко. Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: спортивная аэробика, стабильность соревновательной деятельности, компоненты, общефизическая и специальная подготовленность.

Актуальность. Спортивная аэробика – зрелищный, эстетически привлекательный, молодой вид спорта, активно развивающийся и претендующий  на включение  в программу Олимпийских игр. Результаты анализа научной и научно-методической литературы по проблеме повышения  эффективности  спортивной подготовки  аэробистов, опрос ведущих тренеров, материалы собственных исследований показывают, что определяющими тенденциями дальнейшего развития  спортивной аэробики являются: увеличение сложности соревновательных программ; конструирование  новых оригинальных связующих и переходных элементов; повышение  виртуозности исполнения технически сложных двигательных действий; включение в композицию  моторных актов различной  структурной  трудности; рост технического и исполнительского мастерства  посредством  достижения элегантности, пластичности, изящества и высокой виртуозности  выполнения движений (А.А. Сомкин, 2001; Е.А. Веревкина, 2004; Е.А. Поздеева, 2006).

Цель данной работы заключается  в  выявлении условий стабильности выступлений занимающихся спортивной аэробикой (девушки 15-17 лет) с высоким уровнем артистичности.

Организация и методика исследования. Для проверки целесообразности исполнения данных педагогических условий в процессе спортивной подготовки занимающихся спортивной  аэробикой был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 22 квалифицированных спортсменки 17-22 лет. Были организованы контрольная группа – КГ (11 человек) и экспериментальная группа – ЭГ (11 человек). Тестирование уровня общефизической подготовленности испытуемых перед началом педагогического эксперимента не выявило существенных различий между КГ и ЭГ по этому показателю (р>0,05). Кроме того, оценивался уровень стабильности выступлений аэробисток на соревнованиях, планируемых с января по декабрь 2011 г., с применением разработанных нами тестов и критериев оценки по следующим ее основным компонентам:

– соответствие уровня физической и технической подготовленности поставленной цели;

– обеспечение оптимальных показателей общей и специальной физической подготовленности;

– достижение согласованности двигательных и вегетативных функций;

– формирование индивидуального двигательного ритма;

– обеспечение уверенности в своих силах.

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что выявленные нами педагогические условия значительно повышают результативность учебно-тренировочного процесса и способствуют стабилизации выступлений спортсменок на соревнованиях. Это подчеркивает большую значимость знания структурного содержания стабильности соревновательной деятельности, так как ее ведущие компоненты не  равнозначны и выполняют различную роль в решении поставленной задачи.

Литература

1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 304 с.

2. Назаренко Л.Д. Повышение надежности и стабильности соревновательной деятельности в спортивной  аэробике: монография / Л.Д. Назаренко, Н.А. Касаткина. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 176 с.

3. Нечаева Н.А. Проблема артистичности в спортивной аэробике // Научные исследования и разработки в спорте. Вестник академии. – Вып. 1. – Спб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – С. 54-60.

4. Сомкин А.А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А.А.  Сомкин. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – 222 с.

5. Спортивная аэробика в школе: практическое руководство при проведении соревнований и организации занятий в общеобразовательных учреждениях г. Москвы / под ред. М.П. Шестакова. М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 84 с.

6. Яковлев Н.Н. Химия движения. Молекулярные основы мышечной деятельности. (От молекул до организма) / Н.Н. Яковлев. – Л.: Наука, 1983. – 191 с.

Статья издается в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 2 шифр 6.663.2011

Информация для связи с автором: Elena_funina@mail.ru

Поступила в редакцию 15.02.2013 г.