Построение тренировочного процесса юных гиревиков на основе использования модельных характеристик
Фотографии:
ˑ:
Построение тренировочного процесса юных гиревиков на основе использования модельных характеристик
Соискатель В.Ю. Павлов. Кандидат педагогических наук, профессор Ю.Т. Ревякин. Томский государственный педагогический университет, Томск
Ключевые слова: модельные характеристики, спортсмены-гиревики, физическая подготовленность, двигательные тесты, учебно-тренировочный процесс, юношеский возраст.
Введение. Практика показывает, что в гиревом спорте с каждым годом растут результаты, конкуренция среди спортсменов усиливается и в этой ситуации требуется поиск более адекватного и эффективного подхода к учебно-тренировочному процессу гиревиков. Достижение высокого спортивного результата в гиревом спорте требует оптимальной физической подготовки уже в юношеском возрасте, преимущественного развития скоростно-силовых качеств и выносливости.
Как показывает практика, гиревой спорт молодеет, им начинают заниматься уже с 8-9 лет. Задача каждого детского тренера заключается в том, чтобы не навредить организму юного спортсмена с учётом того, что гиревой спорт неразрывно связан со значительной силовой подготовкой, с отягощениями разного веса.
Целью нашего исследования явилась разработка модельных характеристик физической подготовленности юных спортсменов-гиревиков 15 лет как основы управления тренировочным процессом.
Организация и методика исследования. Исследование проводили на базе спортивных школ Томской области, специализирующихся в гиревом спорте: спортивно-оздоровительном комплексе Томского государственного педагогического университета, ДЮСШ Кожевниковского, Шегарского, Первомайского районов. В исследовании приняли участие спортсмены-гиревики 15 лет, 30 человек – контрольная группа (КГ), 30 – экспериментальная (ЭГ).
Выводы. Предложенная нами методика подготовки юных гиревиков с использованием модельных характеристик физической подготовленности в полной мере оправдала себя, что подтверждается ростом результатов уровня развития двигательных качеств до и после применения экспериментальной методики. Всё это объясняется тем, что по специально разработанным моделям физической подготовленности тренер своевременно вносил коррективы в учебно-тренировочный процесс спортсменов-гиревиков. На каждом тренировочном занятии менялись объём и интенсивность выполнения упражнений, вес отягощений регулировался в соответствии с индивидуальными показателями физической подготовленности, огромное внимание уделялось физическим качествам, которые были ниже разработанного модельного уровня. При таком подходе к тренировочным занятиям вырос интерес детей, повысились дисциплина, посещаемость занятий. Дети стали с интересом вести самоконтроль и взаимоконтроль за ростом результатов в тренировочном процессе. Сформировалось стремление соответствовать установленному модельному уровню.
Литература
1. Александрова Г.В. Модельные характеристики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.В. Александрова. – Киев: КГИФК, 1983. – 23 с.
2. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328 с.
3. Венников В.А. Некоторые методические вопросы моделирования. Вопросы философии / В.А, Венников. – 1964. – 75 с.
4. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
5. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Н.Я. Набатникова. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 270 с.
6. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 478 с.
7. Павлов В.Ю. Комплексное применение средств восстановления в тренировочном процессе квалифицированных гиревиков / В.Ю. Павлов, В.В. Ачкасов, Л.П. Канакова // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 8. – С. 79–83.
8. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка / Н.В. Платонов. – Киев: Здоровье, 1980. – 336 с.
Информация для связи с автором: Pavlov.v87@mail.ru
Поступила в редакцию 14.02.2013 г.