Формирование потребности в занятиях физической культурой у студентов технических вузов
Фотографии:
ˑ:
Формирование потребности в занятиях физической культурой у студентов технических вузов
Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Трофимов, В.И. Логунов, О.В. Шинкаренко. Самарский государственный технический университет, Самара
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, формирование потребности, профессиональная подготовка, духовно-нравственное развитие, методика, педагогический эксперимент, физическая подготовленность
Главной особенностью современного высшего образования является его переход от гносеологической к личностно ориентированной парадигме образования, открывающей новые возможности для самореализации, более полного использования творческого потенциала личности. В данном процессе большую роль играет физическая культура как мощное средство интеллектуального, биологического и духовно-нравственного развития индивида [1].
Целью данной работы было теоретическое и методологическое обоснование значимости физической культуры как структурного компонента системы высшего профессионального образования.
Противоречивость мнений о роли и месте физической культуры в системе образования, недостаточно эффективное использование ее средств и методов, слабая ориентация на реализацию целостного подхода к формированию личности, обеспечивающего согласованное единство интеллектуального, физического и духовно-нравственного воспитания, обусловили недооценку данной учебной дисциплины. В результате сформировалось неверное представление о физической культуре как специфическом средстве разностороннего развития, воспитания и самовоспитания с целью успешной самореализации в производственной и общественной деятельности [1, 3, 4].
Организация и методика исследования. Для проверки выдвинутых положений был проведен педагогический эксперимент с участием 148 студентов 1-2-го курсов технического вуза (возраст 17-19 лет). Были организованы две группы: контрольная (КГ) – 72 человека и экспериментальная (ЭГ) – 76 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью определения исходных показателей физической подготовленности с использованием контрольных упражнений: челночный бег 3х11 м (с); бег 60 м (с); прыжок в длину с места (см); бросок набивного мяча весом 1 кг (см) правой и левой рукой; подтягивание из виса на перекладине (количество раз); наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке (см).
Выводы. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости рассмотрения учебного процесса по физическому воспитанию студентов как важного структурного компонента системы высшего профессионального образования. Устойчивая потребность в систематических занятиях физическими упражнениями формируется путем применения специальной методики обучения и воспитания, основанной на реализации личностно ориентированного подхода, с учетом потребностей, интересов и запросов студентов.
Экспериментальная проверка показала перспективность и эффективность разработанной нами методики формирования потребности в систематическом использовании средств физической культуры как способов приобщения к мировым культурным ценностям.
Литература
1. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич (избранные лекции Университета). – М.: РГУФКСМиТ, 2012. – 35 с.
2. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе: монография / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 152 с.
3. Пушкарева И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И.Н. Пушкарева, С.В. Кумская, С.А. Новоселов // Теория и практика физ. культуры и спорта. – 2010. – № 3. – С. 55–57.
4. Starosta W. Anniversary establi shing and olive lopment of International association of Sport kinetics. – Warsaw. – 2007. – 369 p.
Информация для связи с автором: Elena_finina@mail.ru
Поступила в редакцию 14.02.2013 г.