Становление мотивационной сферы субъектной позиции личности в условиях спортивной деятельности

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Пархоменко

ˑ: 

Становление мотивационной сферы субъектной позиции личности в условиях спортивной деятельности

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Пархоменко. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Краснодара

Ключевые слова: субъектность, спортивная деятельность, мотивационная сфера, социальная адаптация, спорт высоких достижений, командные и индивидуальные виды спорта, подростковый и юношеский возраст.

Мотивационная сфера личности в целом неразрывно связана с потребностями, которые объективно закономерным образом детерминируют поведение человека. Мотив является субъективным отражением потребностей, опосредованным положением личности в обществе. Мотивы обусловливают выработку человеком целей деятельности, в результате чего осуществляется переход интересов через деятельность, опирающуюся на целостные ориентации [9, С. 60-78.].

Профессионализация личности предполагает формирование у субъекта профессиональной деятельности, профессиональной мотивации, освоение им операционного содержания профессии, становление профессионального самоопределения, осмысление личностью своего места в профессиональном поле [8].

Позиция личности как субъекта общественного поведения и социальной деятельности, как считает Б.Г. Ананьев, представляет собой сложную систему отношений личности к обществу в целом и самому себе, систему установок и мотивов в своей деятельности, систему целей и ценностей [1].

Личность в качестве субъекта деятельности не только развивает своё профессиональное мастерство, но и обнаруживает личностную способность организации деятельности и саморегуляции [3, С. 206-230].

Цель исследования – выявление и становление мотивационной сферы субъектной позиции личности в условиях спортивной деятельности. Определение благоприятных условий для максимальной реализации спортсменов в спорте при сочетании личностного развития и спортивных результатов.

Методика и организация исследования. Выборка составила (около 500 человек), в ходе исследования она была подразделена на три возрастные группы: подростковый, юношеский и период ранней взрослости. А так же включала в себя спортсменов обоего пола, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (народная гребля) видами спорта, и группу сверстников, не занимающихся спортом.

Основным индикатором становления субъектности служили показатели социально-психологической адаптации, определяемые по опроснику Роджерса и Даймонда в адаптации Осницкого А.К. [6, С. 54-63.]. Особенности мотивационной структуры личности устанавливались по методике В. Э. Мильмана [4, С. 23-43.].

Вывод. Исходя из теоретических представлений о магистральных направлениях психического развития в подростковом, юношеском возрасте и периоде ранней взрослости и специфике спортивной деятельности, можно спроектировать успешность спортивной карьеры в условиях ранней профессионализации на разных этапах их подготовки.

С учетом выявленных компонентов мотивационной сферы субъектной позиции личности можно создать систему психологического сопровождения подготовки спортсменов в условиях ранней профессионализации путем наращивания личностных ресурсов для обеспечения полноценной реализации, развивающего потенциала спортивной карьеры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. – с. 242.

2. Горская Г.Б. Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности // Теория и практика: научно-методический журнал, 2004. - № 8. – С. 72-76.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Изд. центр Академия, 2004. – 352 с. – С. 206-230.

4. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990. – С. 23-43.

5. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. - 1998. - №1. - С.54-63.

6. Пархоменко Е.А. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов. Автореф. канд. дис. Краснодар: 2002. – 22с.

7. Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1992. – 31с.

8. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.2. – М., 1986. – С.60-78.

Информация для связи с автором: parhomenkokpi@rambler.ru

Поступила в редакцию 12.02.2013 г.