Содержание и структура уч.-трен. процесса студентов специализации футбол на основе соревновательной деятельности

Фотографии: 

Таблица 1. Показатели технической подготовленности студентов специализации футбол
Таблица 2. Показатели технической подготовленности студентов специализации футбол
Результаты мотивации «достижение успеха» у студентов специализации футбол

ˑ: 

Аспирант И.П. Дзюба
Доктор педагогических наук, профессор В.М. Шулятьев
Омский государственный технический университет, Омск

Ключевые слова: студенты, учебно-тренировочный процесс, спортивная специализация футбол, техническая подготовленность, соревновательная деятельность.

Введение. Физическое воспитание в вузе направлено на обеспечение максимального профессионально-прикладного эффекта для развития предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, способности идти на риск. Для улучшения содержания учебно-воспитательного процесса важное значение имеет сближение субъективных желаний и целей студентов с объективно поставленными задачами физического воспитания в вузе [1,3]. При этом занятия спортивно-физкультурной деятельностью выступают одной из форм самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Известно, что на передний план в спорте выдвигается стремление к успеху и реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также здорового честолюбия [13].

Целью данной работы была разработка структуры физической и технико-тактической подготовленности студентов специализации футбол на основе соревновательной деятельности.

Методы и организация исследования. Для изучения показателей физической и технической подготовленности были использованы традиционные методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогические наблюдения, эксперимент, тестирование общей и специальной подготовленности, экспертное оценивание соревновательной деятельности, видеонаблюдение, статистическая обработка результатов по критериям Шапиро–Уилки – w, Фишера – F, Стьюдента – t внутри и между группами; специальных технико-тактических действий по ранговому критерию Вилкоксона.

Выводы

 1. Доказана необходимость последовательности начала обучения специальным приемам технико-тактических действий, способствующих освоению коллективной игры студентов технического вуза спортивной специализации футбол.

2. Включенность соревновательной деятельности в структуру учебно-тренировочного процесса на ранних этапах (1-й курс) повышает мотивацию студентов на достижение успеха в занятиях футболом (возможность включения в сборную команду факультета и шанса вхождения в сборную команду вуза).

Литература

1. Антропов А.И. Физическое воспитание в вузе с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций: дис. ... канд. пед. наук / А.И. Антропов. – Улан-Удэ, 2006. – 139 с.

2. Базилевич М.В. Моделирование спортивного-ориентированного физического воспитания в вузе на основе баскетбола: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В. Базилевич. – Сургут, 2009. – 24 с.

3. Бирюков Н.А. Совершенствование организационных форм физического воспитания студентов / Н.А. Бирюков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Материалы международ. науч.-практ. конф. – Омск. – СибГАФК, 1998. – Ч. 2. – С. 148–149.

4. Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие / В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. – Воронеж: ВГУ, 1991. – 128 с.

5. Ермаков В.А. Содержание, цели и задачи дифференцированного физического воспитания студентов / В.А. Ермаков // Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта: Материалы Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. – М. – Малаховка, 1999. – С. 211.

6. Крайник В.Л. Личностно-ориентированный подход к индивидуализации учебной деятельности студентов факультета физической культуры В.Л. Крайник // Проблемы физкультурного образования детей и учащейся молодежи: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Шуя: ШГПУ, 2002. – С. 82.

7. Куликов Л.M. К развитию общей теории спортивной подготовки / Л.M. Куликов, В.В. Рыбаков // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 7. – С. 20–22.

8. Куликов С.И. Технология начальной подготовки по мини футболу студентов нефизкультурных вузов / С.И. Куликов, Л.Л. Куликова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. XII Междунар. науч.-практ. конф. (28-29 апреля 2009 г.). – Томск, 2009. – Т 1. – С.174–176.

9. Ляликова Н.Н. Баскетбол как средство реализации вариативного компонента в физическом воспитании студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук; СибГУФК / Н.Н. Ляликова. – Омск, 2003. – 119 с.

10. Полуренко К.Л. Управление тренировочным процессом студенческих команд по мини-футболу с использованием комплексного педагогического контроля: автореф. дис. … канд. пед. наук / К.Л. Полуренко – Хабаровск, 2008. – 24 с.

11. Смирнов А.А. Контроль технической подготовленности мужской студенческой команды по мини-футболу / А.А. Смирнов / Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: Матер. междунар. симпозиума (17-18 октября 2008 г.). – Красноярск, 2008. – С. 219–221.

12. Суворов В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук; КГИФК / В.В. Суворов. – Краснодар, 1996. – 17 с.

13. Тихонова В.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самосовершенствованию: дис. ... канд. пед. наук / В.К. Тихонова. – М., 2000. – 165 с.

14. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: учеб. пособие / М.А. Чошанов. – М.: «Народное образование», 1996. – 157 с.

Информация для связи с автором: julione@mail.ru

Поступила в редакцию 07.01.2013 г.