Динамика физиологического состояния студенток при использовании оздоровительной аэробики и биопрепарата «Селенес+»
Фотографии:
ˑ:
Динамика физиологического состояния студенток при использовании дополнительной оздоровительной аэробики и биопрепарата «Селенес+»
Кандидат биологических наук А.В. Панихина. Кандидат биологических наук О.П. Борцова. Доктор ветеринарных наук, профессор А.А. Шуканов. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары
Ключевые слова: студентки младших курсов, физиологический статус, адаптация, оздоровительная аэробика, «Селенес+».
Введение. Проблемы ухудшения здоровья обучающихся и развития негативных тенденций в их образе жизни – предмет пристального внимания многих современных исследователей. В период адаптации студентов младших курсов к учебному процессу наблюдается напряжение функционального состояния организма, что обуславливается целым рядом вновь возникающих социально-экономических и экологических факторов. В их числе снижение физической активности и недостаточная обеспеченность пищевого рациона студентов необходимыми питательными и биоактивными веществами, что сопровождается ослаблением иммунитета и возникновением заболеваний [1-5]. Следовательно, внедрение инновационных методов и средств оздоровления обучающихся – актуальная проблема современной физиологии.
Целью исследования было изучение особенностей совершенствования физиологического статуса организма студенток в условиях использования оздоровительной аэробики и биогенного соединения «Селенес+».
Методы и организация исследования. В течение I, II, III, IV учебных семестров (1-2-е курсы) проведены две серии экспериментов и лабораторных исследований с привлечением 45 студенток 17–20 лет факультета естествознания и дизайна среды ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», разделенных на три группы по 15 чел. в каждой. По данным медицинского осмотра в Городской больнице № 2» г. Чебоксары и индивидуального опроса исследуемые студентки были зачислены в основную медицинскую группу. В обеих сериях экспериментов у студенток сравниваемых групп оценивали уровень физического развития (состояние здоровья). Для этого в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий I-IV учебных семестров оценивали состояние антропометрии, гематологической, биохимической картины и сердечно-сосудистой системы. Студенткам 1-го и 2-го курсов за один месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали плацебо (II группа) и биопрепарат «Селенес+» (III группа) согласно рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития РФ перорально по 1 драже ежедневно. При этом для девушек всех исследуемых групп проводили дополнительные занятия оздоровительной аэробикой 2 раза в неделю по 90 мин. Использовали следующие методы исследований: клинико-физиологические – определение роста, массы тела, индекса Кетле (ИК); изучение сердечно-сосудистой системы (ССС) – определение частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического и диастолического артериального давления (АДс и АДд), систолического (СОК) и минутного (МОК) объемов кровообращения, пульсового давления (ПД), среднединамического давления (СДД), вегетативного индекса Кердо (ВИК), двойного произведения (ДП), индекса функциональных изменений (ИФИ); биохимические – определение в сыворотке крови концентрации селена, активности перекисного окисления липидов (ПОЛ) и антиоксидантной системы (АОС); гематологические – определение в крови количества эритроцитов, уровня гемоглобина, числа лейкоцитов, цветного показателя (ЦП).
Заключение. Итак, доказано, что к концу 2-го курса студентки III группы, с которыми проводили занятия оздоровительной аэробики в комплексе с назначением биопрепарата «Селенес+», превышали ровесниц контрольной группы по числу эритроцитов, концентрации гемоглобина в крови, уровню селена, активности антиоксидантной системы в её сыворотке на 5,5–69,8%, а по активности перекисного окисления липидов в ней, напротив, уступали на 15,5% (р<0,05–0,01). Промежуточное положение по изучаемым параметрам между студентками I и III групп имели их ровесницы II группы, занимавшиеся оздоровительной аэробикой в комплексе с применением плацебо.
Литература
1. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт: учеб. пособие / Н.А. Агаджанян, Т.Е. Батоцыренова, Л.Т. Сушкова. – Владимир: Владимирский государственный университет, 2004. – 136 с.
2. Бондаренко Е.В. Проблема оптимизации двигательной активности как компонента здоровой жизнедеятельности обучающихся в средней и высшей школе / Е.В. Бондаренко // Проблемы сохранения здоровья молодого поколения. – М., 2008. – С. 25–27.
3. Голубкина Н.А. Характеристика пищевой цепи переноса селена в условиях Чувашии / Н.А. Голубкина, Д.В. Широков // Микроэлементы в медицине, 2003. – Т. 4. – С. 11–15.
4. Коррекция морфофизиологического статуса студентов младших курсов методом комплексного применения биопрепарата «Селенс+» и дополнительных физических упражнений / А.В. Панихина [и др.] // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 12. – С. 52–55.
5. Conor Reilly Selenium in food and health. 2006. pp.20–36.
Информация для связи с автором: panianna@list.ru
Поступила в редакцию 05.01.2013 г.