Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов игровых и индвидаульных видов спорта

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Пархоменко
Таблица 1. Средние показатели саморегуляции поведения у девушек 16-18 лет, занимающихся спортом
Таблица 2. Средние показатели саморегуляции поведения у девушек 16-18 лет, занимающихся командными видами спорта и не занимающихся спортом
Таблица 3.  Средние показатели саморегуляции поведения у девушек 16-18 лет, занимающихся индивидуальными видами спорта и не занимающихся спортом
Таблица 4. Средние показатели саморегуляции поведения у юношей 16-18 лет

ˑ: 

Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов игровых и индвидаульных видов спорта

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Пархоменко. Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: стилевые особенности саморегуляции, командные и индивидуальные виды спорта, юношеский возраст.

Введение. В процессе подготовки спортсменов в условиях ранней профессионализации целенаправленно раскрываются психологические ресурсы личности человека, в том числе особенности саморегуляции поведения, что может способствовать достижению максимальных спортивных результатов.

Успешность овладения конкретным видом деятельности (игровой, спортивной, учебной; трудовое и общественное поведение) во многом зависит от способности субъекта сформировать стиль саморегуляции, который характеризуется высокой развитостью целостной системы саморегуляции и тесной взаимосвязанностью реализующих ее регуляторных процессов. При наличии выраженной индивидуальной специфики в профиле саморегуляции и несовпадении с регуляторной спецификой деятельности ее успешность во многом будет зависеть от стремления и возможности субъекта сформировать такой стиль саморегуляции, в котором будет преодолена недостаточная развитость отдельных регуляторных процессов [3].

Цель исследования – сравнительный анализ стилевых особенностей саморегуляции поведения спортсменов игровых и индивидуальных видов спортов.

Методы и организация исследования. Стилевые особенности саморегуляции личности выявились по опроснику В.И. Моросановой [2].

Исследованная выборка составила 181 человек и включила в себя спортсменов юношеского возраста обоего пола, занимающихся командными (футбол, гандбол) и индивидуальными (гребля на байдарке) видами спорта (n=89), а также учащихся того же возраста и пола, не занимающихся спортом (n=62).

Вывод. Включение в раннюю профессионализацию накладывает определенный отпечаток на профили осознанной саморегуляции активности человека, и ее нельзя рассматривать как позитивный или негативный фактор влияния на формирование и развитие субъектной позиции спортсмена в юношеском возрасте.

Литература

1. Горская Г.Б. Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические основания / Г.Б. Горская //  . – 2009. – №  . – С. 3–6

2. Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 59–68.

3. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности: [Текст] / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. –1991. – № 1. – С. 121–127.

4. Пархоменко Е.А. Становление мотивационной сферы субъектной позиции личности в условиях спортивной деятельности / Е.А. Пархоменко // Теория и практика физ. культура. – 2012. – № 4. – С. 48–50.

5. Brettschneider W.-D. Adolescent involvement in top level sport. Developmental tunnel or benefit for life // Pre-Olympic Congress. Proceedings. V.1. Thessaloniki, 2004, p. 44–45.

Информация для связи с автором: parhomenkokpi@rambler.ru

Поступила в редакцию 01.03.2012 г.