Сравнительный анализ использования спортивных тренажеров и техники электронных игр городскими и сельскими дошкольниками

Фотографии: 

Соискательница Е.Р. Зяблова
Таблица 1. Общие характеристики рассмотренных в статье переменных
Таблица 2. Периодичность экранного времени дошкольников, %
Таблица 3. Общее время в день, проводимое дошкольниками у экрана, %
Таблица 4. Составляющие времени, проведенного ребенком у экрана, %
Таблица 5. Наличие и использование тренажёров, КП и техники, %
Таблица 6. Использование приставок для занятий ДА, %
Таблица 7. Наличие компьютерной приставки в семьях дошкольников, %
Таблица 8. Наличие КП в семьях, имеющих дома компьютер, %

ˑ: 

Сравнительный анализ использования спортивных тренажеров и техники электронных игр городскими и сельскими дошкольниками

Соискательница Е.Р. Зяблова. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва

Ключевые слова: дети, дошкольники, дошкольный возраст, экранное время, просмотр телевизора, компьютерные игры, видеоигры, тренажер спортивный, электронные игры, игровые приставки, компьютер, монитор, телевизор, двигательная активность, активный, малоподвижный, сидячий образ жизни.

Введение. Повсеместное распространение домашних компьютеров, ДВД плееров, портативных электронных игр, телевизоров (ТВ) и видеоигровых приставок позволяет сегодня насытить досуг ребёнка огромным количеством мультимедийных материалов, обучающих программ и интерактивных игр. Для родителей, уставших после долгого трудового дня на работе и дома, это может показаться удобным средством занять ребёнка. Автор данной статьи задалась целью выяснить, сколько времени и как часто дети смотрят ТВ и играют в компьютерные и видеоигры, у какого количества семей имеются дома компьютер, большой монитор и цифровой телевизор, у скольких детей есть дома спортивные тренажёры и игровые приставки,  как часто они ими пользуются и используют ли они игровые приставки для занятий двигательной активностью (ДА). Сравнили данные городских и сельских дошкольников,  мальчиков и девочек и детей разных возрастов.

Цель исследования – сравнительный анализ пассивного и активного компонентов экранного времени городских и сельских дошкольников, а также наличия и использования детьми спортивных тренажеров (СТ) и техники для электронных игр (ЭИ).

Организация и методы исследования. Данное кросс-секционное исследование было проведено при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК) в рамках программы на соискание учёной степени кандидата биологических наук.

Выводы

Приведенные в данной статье результаты исследования показывают, что и у сельских, и у городских дошкольников имеется достаточное количество компьютеров и цифровых телевизоров, которые с успехом могут быть использованы для проведения активных видеоигр. Многие дошкольники с той или иной степенью периодичности играют в электронные игры, к числу которых относятся и портативные электронные игрушки с жидко-кристаллическим экраном, которые ребенок держит в руках. В то же время, в немногих семьях имеются игровые компьютерные или видео приставки. Возможно, это происходит потому, что родители не хотят воспитывать у детей привычку просиживать часами за экраном и не находят ассортимента интересных ребенку активных электронных игр.

Из приведенных в предыдущем разделе материалов видно, что роль активных видеоигр в поддержании детской физической формы несомненна. Но остается пока под вопросом, каким конкретно образом совместить приятное с полезным: как сделать игру увлекательной и приносящей удовольствие ребенку и в то же время достаточно активной, чтобы, играя, он расходовал существенное количество физической энергии? Также остается пока невыясненным, как добиться того, чтобы дети активно и регулярно пользовались такими играми в течение длительного времени? Возможно, использование инновационных идей с применением современных технологий поможет ответить на оба эти вопроса.

Одним из примеров такого подхода может послужить создание спортивно-игрового тренажера для детей дошкольного возраста, основанного на принципе действия, описанном в [7]. Такой тренажер включает в себя экран (телевизор или монитор) и компьютер и может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой ДА дошкольников.

Литература

1. Азнаурян И. Влияние телевизора на детское зрение / Мама и малыш, 2004, 7.

2. Барановский Т. и др. Влияние активной видеоигры на ДА здоровых детей / Pediatrics.2012;129;e636

3. Барнетт А., Серин Е., Барановский Т. Активные видеоигры для подростков: научный обзор / ж. ДА и Здор., 2011, 8, 724-737

4. Граф Д.Л., Пратт Л.В., Хестер С.Н., Шорт К.Р. Активные видеоигры повышают у детей расход энергии / Педиатрия, 2009;124;534

5. Зяблова Е.Р. (Elena O’Donald). Двигательная активность среди дошкольников: актуальность проблемы и важность исследований / Реферат - 2010.

6. Зяблова Е.Р. (Elena O’Donald), Калинкин А.Л. Характеристика избыточного веса российских дошкольников (проект «САДКО») / Принято к публикации.

7. Калинкин Л.А., Калинкин А.Л. Устройство для тренировки спортсмена. Патент РФ на изобретение № 2142308.

8. Медведкова Н.И., Аширова С.В., Сильдушкин И.В. Причины заболеваемости и особенности физической подготовленности дошкольников / Ученые записки унив. им. П.Ф. Лесгафта, 2011, 4 (74)

9. Факты: здоровая активная жизнь семьи / Амер. акад. педиатрии, 2012.

10. Хове С.А. и др. Расход энергии и удовольствие от обычных детских игр в обстановке свободной игры / Ж. Педиатр. 2010;157:936-42

Информация для связи с автором: tek745@mail.ru

Поступила в редакцию 26.12.2012 г.