Модель формирования лидерских качеств студентов института физической культуры в процессе профессиональной подготовки

Фотографии: 

Аспирант С.О. Булгаревич

ˑ: 

Модель формирования лидерских качеств студентов института физической культуры в процессе профессиональной подготовки

Аспирант С.О. Булгаревич. Доктор педагогических наук, доцент Р.К. Бикмухаметов. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Ключевые слова: лидерские качества, модель, руководство, физическое воспитание, профессиональная подготовка,  компетентность.

Введение. Процесс профессиональной подготовки в институте физической культуры (ИФК) многолетний и сложный. В нем выделяют составные части, взаимосвязанные между собой: подготовку учителей по физической культуре высших разрядов, подготовку лидеров в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.

Подготовка профессионалов по физической культуре, лидеров, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений и менеджмент, так как призвана го­товить специалистов по всем показателям, отвечающим модельным характеристикам руководителя высшего разряда. Это главный критерий эффективности работы системы подготовки студентов. Ориентируясь на него, устанавливают тре­бования, которым должны отвечать студенты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготов­ки студентов в ИФК тесно связан с общеобразова­тельными школами, средними специальными учебными заведения­ми и другими организациями, осуществляющими занятия массовыми формами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Цель исследования – разработка модели формирования лидерских качеств у студентов ИФК в профессиональной деятельности.

Выводы. Проверка сформированности лидерских качеств у студентов ИФК должна проводиться также с помощью психологической диагностики. Необходимо пользоваться тем же перечнем лидерских качеств, которые предполагалось выявить у студентов при первоначальной диагностике.

Таким образом, сравнив результаты первоначальной и повторной диагностики, можно сделать вывод о том, насколько эффективен процесс формирования лидерских качеств у студентов ИФК и нуждается ли он в дальнейшей коррекции.

Использованная литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 246 с.

2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический  курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 452 с.

3. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для педагогического колледжа / Р.К. Бикмухаметов. – Казань: Школа , 2000. – 30 с.

4. Бикмухаметов Р.К. Технологические механизмы реализации компетентного подхода в системе профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту: учеб.-метод. пособие / Р.К. Бикмухаметов, Н.Ш. Фазлеев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007 – 42 с.

5. Булгаревич С.О. Формирование лидера в процессе профессиональной подготовки будущего учителя по физической культуре / С.О. Булгаревич // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 7. – 89 с.

6. Гладков В.Н. Психопрессинг лидерства. К проблеме модификации личности (опыт комплексного применения психотерапевтических методов в спорте высших достижений) / В.Н. Гладков. – М.: Советский спорт, 2007. – 140 c.

7. Дауфт Р.Л. Уроки лидерства / при участии П. Лейн; (пер. с англ. А.В. Козлова; под. ред. проф. И.А. Андреевой) / Р.П. Дауфт. – М.: Эксмо, 2006. – 404 с. – (Бизнес – бестселлер).

8. Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя: монография/ И.Э. Ярмакеев, Г.Г. Габдуллин. – Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. – 125 с.

Информация для связи с автором: mozhaeveduard@mail.ru

Поступила в редакцию 01.04.2013 г.