Модель формирования лидерских качеств студентов института физической культуры в процессе профессиональной подготовки
Фотографии:
ˑ:
Модель формирования лидерских качеств студентов института физической культуры в процессе профессиональной подготовки
Аспирант С.О. Булгаревич. Доктор педагогических наук, доцент Р.К. Бикмухаметов. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань
Ключевые слова: лидерские качества, модель, руководство, физическое воспитание, профессиональная подготовка, компетентность.
Введение. Процесс профессиональной подготовки в институте физической культуры (ИФК) многолетний и сложный. В нем выделяют составные части, взаимосвязанные между собой: подготовку учителей по физической культуре высших разрядов, подготовку лидеров в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
Подготовка профессионалов по физической культуре, лидеров, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений и менеджмент, так как призвана готовить специалистов по всем показателям, отвечающим модельным характеристикам руководителя высшего разряда. Это главный критерий эффективности работы системы подготовки студентов. Ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать студенты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки студентов в ИФК тесно связан с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия массовыми формами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Цель исследования – разработка модели формирования лидерских качеств у студентов ИФК в профессиональной деятельности.
Выводы. Проверка сформированности лидерских качеств у студентов ИФК должна проводиться также с помощью психологической диагностики. Необходимо пользоваться тем же перечнем лидерских качеств, которые предполагалось выявить у студентов при первоначальной диагностике.
Таким образом, сравнив результаты первоначальной и повторной диагностики, можно сделать вывод о том, насколько эффективен процесс формирования лидерских качеств у студентов ИФК и нуждается ли он в дальнейшей коррекции.
Использованная литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 246 с.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 452 с.
3. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для педагогического колледжа / Р.К. Бикмухаметов. – Казань: Школа , 2000. – 30 с.
4. Бикмухаметов Р.К. Технологические механизмы реализации компетентного подхода в системе профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту: учеб.-метод. пособие / Р.К. Бикмухаметов, Н.Ш. Фазлеев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007 – 42 с.
5. Булгаревич С.О. Формирование лидера в процессе профессиональной подготовки будущего учителя по физической культуре / С.О. Булгаревич // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 7. – 89 с.
6. Гладков В.Н. Психопрессинг лидерства. К проблеме модификации личности (опыт комплексного применения психотерапевтических методов в спорте высших достижений) / В.Н. Гладков. – М.: Советский спорт, 2007. – 140 c.
7. Дауфт Р.Л. Уроки лидерства / при участии П. Лейн; (пер. с англ. А.В. Козлова; под. ред. проф. И.А. Андреевой) / Р.П. Дауфт. – М.: Эксмо, 2006. – 404 с. – (Бизнес – бестселлер).
8. Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя: монография/ И.Э. Ярмакеев, Г.Г. Габдуллин. – Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. – 125 с.
Информация для связи с автором: mozhaeveduard@mail.ru
Поступила в редакцию 01.04.2013 г.