Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на умственную работоспособность подростков

Фотографии: 

Аспирантка Т.М. Ханды
Таблица 1. Характеристика индекса Пинье
Таблица 2.  Сравнительная характеристика компонентного состава тела подростков – учащихся физико-энергетического лицея Москвы
Таблица 3.  Характеристика педагогического тестирования  лицеистов 15-17 лет
Рис. 9. Характеристика корреляционных взаимосвязей показателей умственной работоспособности и данных педагогического тестирования лицеистов

ˑ: 

Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на умственную работоспособность подростков-учащихся физико-математического лицея г. Москвы

Аспирантка Т.М. Ханды. Доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Захарьева. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи  и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: подростки, умственная работоспособность, физическая работоспособность, жизненная емкость легких.

Введение. Современные российские школы выпускают не более 10% здоровых детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья и 40% – хроническую патологию [6, 4 и др.]. Большое влияние на ухудшение качества здоровья детей и подростков оказывают: неблагоприятная экологическая обстановка, возрастающий информационный поток, аудиовизуальные перегрузки, изменение режима дня в сторону большей занятости, раннее формирование вредных привычек, воздействие стрессорных факторов, гиподинамия и т.д. [10, 2, 4, 5]. Одним из значимых факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, является двигательная активность ребенка [8 и др.]. В современной России существует проблема ухудшения здоровья школьников в процессе их обучения в школе [4], что особенно сказывается в школах с углубленным изучением ряда предметов, требующих повышенного интеллектуального напряжения.

Цель исследования – сравнить специфическое воздействие различных двигательных программ на функциональное состояние учащихся физико-математического лицея при занятиях физической культурой с углубленным изучением различных спортивных специализаций.

Методики исследования включали в себя: оценку особенностей функционального состояния подростков: 1) метод биоимпеданса «Body Composition Monitor» (Inner Scan). Определяли компонентный состав тела по соматометрическим показателям (Б.Х. Ланда, 2004) с последующей оценкой гармоничности и крепости телосложения по значениям индексов Кетле-2 и Пинье [9 и др.]; 2) результаты педагогического эксперимента оценивали по количеству подъемов туловища из положения лежа на спине, показателям физической подготовленности – коэффициенту выносливости, кистевой динамометрии, времени челночного бега и по результатам прыжка в длину с места; бег на 60 м и 1000 м; 3) умственную работоспособность определяли тестом В.В. Сонькина, В.Д. Сонькина и В.П. Зайцевой «URA», включающим несколько вариантов психофизиологического тестирования; 4) методы математической статистики.

Организация исследования. С декабря 2010 г. по настоящее время были обследованы 103 подростка, учащихся физико-энергетического лицея, посещающие уроки физического воспитания с углубленным изучением разных спортивных специализаций: плавание, спортивные игры: баскетбол, волейбол, атлетизм 4 раза в неделю.

Нами были выделены рабочие группы в зависимости от специфики специализаций: 1-я группа – баскетбол (32 чел.); 2-я – волейбол  (32 чел.); 3-я – плавание (16 чел.); 4-я – атлетизм (23 чел.). Возраст обследованных подростков – 15-17 лет. Это учащиеся 9 – 11-х классов. Обследованы подростки 15-17 лет. Исследования были проведены в часы физиологической симпатикотонии на уроках физического воспитания. Все подростки на момент обследования были здоровы и не имели острых и хронических заболеваний.

Заключение. В данной работе нами анализировалось влияние различных физических нагрузок, которые лицеисты, учащиеся физико-математического лицея Москвы, получают на уроках физического воспитания с дифференцированным изучением различных специализаций, на их умственную работоспособность. Выявленные нами особенности психофизиологического тестирования выражаются в более высоком качестве умственной работоспособности по данным теста URA у занимающихся углубленным изучением плавания и у волейболистов. Еще один вывод – это более быстрое развитие утомления при выполнении 10-буквенного теста и теста с нарастающим темпом URA у занимающихся атлетизмом. У занимающихся атлетизмом в сравнении с представителями других групп быстро меняется тип телосложения,  за год значительно увеличивается мышечная масса, снижается качество умственной работоспособности.

Литература

1. Айвазова З.Н. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья подростков в условиях крупного города: автореф. дис. ... канд. мед. Наук / З.Н. Айвазова [Российская академия медицинских наук]. – М., 2007. – 26 с.

2. Баевский Р.М. Введение в донозологическую диагностику / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Фирма «Слово», 2008. – 217 с.

3. Безух К.Е. Функциональные профили формирования здоровья подростков 12-15 лет, обучающихся по школьным программам разной интенсивности: дис. ... канд. биол. наук / К.Е. Безух [Ярославский гос. ун-т]. – Ярославль, 2007. – 144 с.

4. Богачев А.Н. Особенности адаптивных возможностей организма подростков в условиях снижения функциональных резервов и различных режимов двигательной активности: автореф. дис. … канд. мед. наук / А.Н. Богачев [Волгоградская гос. академия физической культуры]. – Волгоград, 2011. – 24 с.

5. Григорьев А.М. Концепция здоровья и космическая медицина / А.М. Григорьев, Р.М. Баевский. – М.: Фирма «Слово», 2007. – 208 с.

6. Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология: учеб. пособие / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушкин, А.Г. Трушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005. – 528 с.

7. Меркулова Р.А. Возрастная кардиогемодинамика спортсменов / Р.А. Меркулова, С.В. Хрущев, В.Н. Хельбина. – М.: Медицина, 1989. – 112 с.

8. Музалева В.Б. Особенности здоровья организма детей с различными двигательными режимами / В.Б. Музалева // Научный вестник Тюменской медицинской академии: матер. Междунар. симп. «Медицина и охрана здоровья-2003». – Тюмень. – 2003. – № 5–6 (27–28). – С. 108–109.

9. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие. /С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева, М.Н. Кузнецова, А.М. Соболев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.

10. Судаков К.В. Адаптивный результат в функциональных системах организма / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. – 2009. – Т. 129, № 1 – С. 3–9.

Информация для связи с автором:

Поступила в редакцию 05.02.2013 г.