Принципы интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.Ю. Щетинина

ˑ: 

Принципы интеграции воспитательной  и физкультурно-спортивной среды

Кандидат педагогических наук, доцент С.Ю. Щетинина. Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Ключевые слова: интеграция, воспитательная и физкультурно-спортивная среда, принципы, гуманитарная парадигма, средовой подход, физическое воспитание школьников.

Введение. Наблюдающиеся в настоящее время кризисные тенденции в системе образования обусловили поиск мер, направленных на повышение эффективности физического воспитания школьников, которое может быть достигнуто путём гуманитарных преобразований физкультурно-спортивной среды. В наших исследованиях мы используем гуманитарную парадигму как схему постановки и решения педагогических проблем в процессе преобразования (организации) физкультурно-спортивной среды.

Итак, проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы.

На современном этапе развития образования интеграция приобретает характер ведущей тенденции, проявляется во всех основных подсистемах как рост их единства и взаимосвязи, даёт возможность решения педагогических проблем.

Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды необходима для организации качественно новой интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, усиливающей воспитательную направленность и снижающей влияние негативных факторов окружающей среды, включающей смену режимов и видов деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Для обоснования принципов интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды используется средовой подход. Его гуманитарная миссия средового подхода заключается в воспитании, раскрытии и развитии потенциала учащегося.

Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды осуществляется на основе принципов интегральности, оптимальности, региональности, системности, гармоничности, гуманизации, сохранения и укрепления здоровья, вариативности, динамичности, аксиологичности, диверсификации, компетентности, взаимосвязи общественных организаций, администрации школы с руководителями организаций и является механизмом повышения эффективности физического воспитания школьников.

Литература

1. Бикмухаметов Р.К. Интеграция духовного и физического воспитания будущих педагогов в процессе личностно-профессионального развития: дис. ... докт. пед. наук / Р.К. Бикмухаметов. – Казань, 2004. – 451 с.

2. Григорьев В.И. Механизмы социокультурной интеграции содержания и организации неспециального физкультурного образования студенческой молодёжи / В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 10. – С. 2–7.

3. Каримов З.Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / З.Ш. Каримов. – Уфа, 2009. – 47 с.

4. Князева Е.Н. Основания синергетики. Синергетическое мировидение / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – М.: КомКнига, 2005. – 240 с.

5. Манжелей И.В. Средо ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С. 7–11.

6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... докт. пед. наук / Ю.С. Мануйлов. – М., 1997. – 193 с.

7. Менькова С.В. Теоретико-методические основы интеграции двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста: дис. ... докт. пед. наук / С.В. Менькова. – СПб., 1998. – 271 с.

8. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания: логика, история, методология: дис. ... докт. пед. наук в форме науч. докл. / Г.Г. Наталов. – Краснодар, 1998. – 105 с.

9. Талалова Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий: монография / Л.Н. Талалова. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. – 368 с.

10. Теремов А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: монография / А.В. Теремов. – М.: Прометей, 2007. – 208 с.

11. Шек Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: дис. ... канд. пед. наук / Г.Г. Шек. – Елец, 2001. – 148 с.

12. Шогенов А.А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона: монография / А.А. Шогенов. – М.: ФИРО, 2008. – 296 с.

13. Щетинина С.Ю. Интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда в контексте гуманитарной парадигмы / С.Ю. Щетинина // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 9. – С. 29–33.

Информация для связи с автором: shetinina65@mail.ru,

Поступила в редакцию 12.02.2013 г.